Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 193

КОРПУСА, СОПЛА И ПАТРУБКИ ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНЫХ ТУРБИН

Конфигурация подводящего патрубка центростремительной турбины зависит от расположения и числа камер сгорания. Для кольцевой камеры сгорания характерна осе- симметричная форма патрубка (см. рис. 135 и 136). При применении одной или двух тангенциально расположенных камер патрубок выполняют спиральным или тороидальным. Меридиональные сечения спиральных патрубков показаны на рис. 67, 69 и 71.

Подводящие патрубки размещают обычно внутри прочного корпуса ГТУ или в воздухосборнике камер сгорания, поэтому их стенки не подвержены воздействию перепада давления и могут быть выполнены из тонкой листовой стали. Но даже если стенки патрубков воспринимают полный перепад

давления, они все же могут быть тонкими благодаря криволинейным очертаниям.

Направляющие аппараты (сопла) выполняют с неподвижными или поворотными лопатками. Направляющие аппараты с неподвижными лопатками могут быть цельнофрезерованными„ сварными или составными. На рис. 181 показан направляющий аппарат, в кольцевой поковке которого выполнены фрезерованные каналы и весь узел на радиальных штифтах прикреплен к диффузору компрессора. Радиальные штифты обеспечивают свободу термических расширений элементов. Сварной направляющий аппарат может быть выполнен с полыми лопатками, через, которые проходит вторичный воздух из камеры сгорания, охлаждая лопатки.

Составные направляющие аппараты показаны на рис. 109, б и 182. Каждая лопатка изготовлена отдельно и закреплена между стенками корпуса стяжными болтами, связывающими одновременно и аналогичные лопатки диффузора компрессора. Положение направляющих лопаток зафиксировано стопорными штифтами или шпильками.

Подвижные лопатки направляющих аппаратов применяют для: регулирования расхода газа на частичных режимах в автомобильных ГТУ (в этом случае лопатки можно поворачивать на небольшой угол) или для реверсирования свободной турбины полезной мощности в судовых ГТУ.