Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 150

В судовой реверсивной центростремительной турбине низкого давления (см. рис. 33, а) сопла выполнены в виде фигурных каналов в цилиндрических поворотных цапфах. При повороте сопел на любой угол сечение их горла не меняется, благодаря чему нагрузка турбокомпрессора остается неизменной — этим упрощается регулирование установки и достигаются высокие маневренные показатели при реверсировании.

РОТОРЫ КОМПРЕССОРОВ

Роторы осевых компрессоров

Роторы осевых компрессоров стационарных и транспортных ГТУ характеризуются большим разнообразием конструктивных решений.

В мощных стационарных установках, выпускаемых турбостроительными заводами, преобладают конструктивные схемы роторов, заимствованные из практики паротурбостроения. Массивные цельнокованые роторы характерны для газотурбинных установок Ленинградского Металлического завода, фирмы Инглиш Электрик, фирмы Зульцер и др. (рис. 120). Этим заводом и фирмами освоена технология изготовления подобных роторов применительно к паровым турбинам, являющимся основной продукцией предприятия. Положительными свойствами цельнокованых роторов служит относительно невысокая трудоемкость изготовления и уменьшенный расход металла по сравнению с другими типами роторов.

Цельнокованым роторам, как правило, присуще крепление рабочих лопаток в пазах, проточенных по окружности. Для уменьшения массы ротора и понижения напряжений в центральной его части фирма Инглиш Электрик предусматривает проточку глубоких канавок в пазах для крепления лопаток (рис. 120, б).

Так как нагрузка от рабочих лопаток относительно невелика и окружные скорости в корневом сечении лопаток умеренны, в. компрессорах широко применяют барабанные конструкции роторов с различными вариантами крепления хвостовых цапф (рис. 121). Хвостовые цапфы ротора, кроме плотной посадки, крепят с помощью осевых или радиальных штифтов, сварки или болтами. Ротор, изображенный на рис. 121, е, имеет промежуточный диск, разгружающий тонкостенный барабан от центробежных сил. Барабанные конструкции характерны высокой из- гибной жесткостью. На рис. 92, е изображен ротор осевого компрессора фирмы Аллис Чалмерс. Барабанный ротор выполняют из двух поковок, а затем соединяют болтами. Хвостовые цапфы также крепят на болтах. Рабочие лопатки устанавливают в ка- нических отверстиях в барабане и крепят изнутри ротора гайками, для чего во внутренней части барабана выполнены кольцевые проточки.