Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 225

В стационарных базовых установках, где ресурс исчисляется десятками и сотнями тысяч часов, а радиальные и осевые нагрузки на опоры весьма значительны, подшипники качения не применяют.

В подшипниках качения судовых установок отмечается разрушение беговых дорожек вследствие ударных и вибрационных нагрузок. По данным, опубликованным в иностранных литературных источниках, вибрационные нагрузки возникают в период бездействия установки при ходе корабля на других двигателях. Появляющаяся при этом вибрация корпуса и фундаментов приводит к поверхностным разрушениям беговых дорожек и тел качения в местах их контакта при неподвижных подшипниках.

Для устранения наклепа производится непрерывное очень медленное проворачивание роторов неработающей установки при помощи валоповоротного устройства с электродвигателем мощностью в несколько десятков или сотен ватт. Такой же способ предохранения подшипников и шестерен зубчатой передачи применен и в стационарной установке мощностью 40 000 квт фирмы СТАЛ. В ней подшипники качения используют только в редукторе компактного валоповоротного устройства, расположенного в обтекателе компрессора. Электродвигатель валоповоротного устройства не выключается как обычно после пуска ГТУ, а продолжает вращаться вхолостую на протяжении всего периода работы установки.

В ГТУ малой мощности используют преимущественно опоры качения. Возможность их применения в двигателях этого типа определяется тем, что эти установки предназначены в основном для периодической кратковременной работы, а также тем, что проблема создания высокооборотных подшипников с малыми нагрузками уже встречалась в других областях техники при проектировании всевозможных высокооборотных механизмов и гироскопических устройств и была в свое время успешно решена; высокооборотные подшипники качения освоены промышленностью.