Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 195

В то же время дисковые роторы требуют применения стяжных болтов. Отверстия для болтов ослабляют тело диска и создают концентрацию напряжений. Болты подвержены значительным нагрузкам от затяжки, а периферийные болты также и изгибным усилиям, вызванным центробежными силами и различными радиальными перемещениями соседних дисков.

Это предопределяет жесткие требования к температурному режиму ротора — система охлаждения должна обеспечить близкие температуры различных дисков в местах их соединения. Неравномерная затяжка периферийных болтов может привести к прогибу ротора и возникновению вибраций.

Соединение дисков между собой и с валом при помощи радиальных штифтов позволяет избежать ослабления тела диска отверстиями — этот способ широко используется для крепления консольных дисков; как правило, в двухопэрных роторах такие соединения не применяют. На рис. 121, а; 183, <3 и е и 184 показаны различные соединения консольных дисков на радиальных цилиндрических штифтах. Посадка дисков по центрирующим пояскам выполнена с небольшим натягом, но во время работы после многочисленных теплосмен возможно ослабление посадки и появление зазора в соединении. Радиальные штифты при этом обеспечивают концентричность сопрягаемых деталей.

Обязательным условием в таком соединении служит радиальное положение штифтов. По нормам НЗЛ не допускается отклонение оси штифта от радиального положения более чем на 0,02 мм на глубине отверстия при посадочном диаметре диска около 200 мм. Для предохранения штифтов от выпадения вследствие воздействия центробежных сил предусматривают специальные стопоры. Штифт 4 на рис. 184 закреплен осевым стопорным

штифтом 2, штифты 6 закреплены расчеканкой материала у края отверстия, штифт 9, устанавливаемый изнутри пояска, имеет головку.