Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 160

Материалом лопаток компрессоров стационарных и транспортных ГТУ служит обычно нержавеющая сталь; алюминиевые сплавы, широко используемые в авиационных двигателях, при работе в наземных условиях подвергаются усиленному эрозионному износу и коррозии. Активно эродируют также лопатки из пластических масс.

Применяют различные виды крепления лопаток к ротору, так как это хвостовое соединение работает при низких температурах и нагрузки в его элементах ниже, чем в хвостах турбинных лопаток.

Тип хвостового соединения определяется конструкцией ротора. При цельнокованых и сварных роторах обычно лопатки крепят в пазах, проточенных по окружности. Аналогичным образом

можно крепить лопатки и в дисковых роторах. На рис. 129 и 130 показаны различные варианты крепления рабочих лопаток

в кольцевых пазах. Лопатки, показанные на рис. 131, а, имеют на нижнем конце уступ и закреплены между профильными промежуточными проставками.

В дисковых роторах используется также крепление лопаток вильчатыми хвостами.

В ГТУ ЕМ-27Р фирмы Инглиш Электрик рабочие лопатки закреплены Т-образным хвостом в пазах, проточенных по окружности (рис. 130). Каждую стандартную лопатку 1 перед установкой поворачивают на 90°, опускают через замковую прорезь в глубокий паз, затем поворачивают в нормальное положение и заводят по окружности паза. Последние три лопатки — стандартную, замковую 2 и подгоночную 3 устанавливают в последовательности, показанной на схеме. Замковая лопатка имеет

прямоугольный хвост. Между замковой и подгоночной лопатками предусмотрена прокладка 4 для сохранения шага. В хвосте последней лопатки устанавливают пластины 5, усики которых отгибают для фиксации лопатки.

В дисковых наборных роторах лопатки крепят в пазах между дисками (см. рис. 93, а; 124, а; 125, б)—это наиболее простое конструктивное решение крепления, так как оно не требует установки замковой лопатки.