Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 226

К опорам качения предъявляются очень жесткие требования в части точности их монтажа, так как при нарушении центровки вала подшипники быстро выходят из строя.

Опоры с подшипниками качения должны иметь достаточно жесткие корпуса, исключающие деформацию внешнего кольца подшипника. Поэтому, как правило, корпуса подшипников выполняют неразъемными, кроме того, предусматривают специальные меры по предохранению их от термических деформаций. Нагрев внутреннего кольца должен быть по возможности ограничен; для этого в случае необходимости вводят какое-либо препятствие па пути теплового потока от горячих элементов к подшипнику. Подобными препятствиями (тепловыми дросселями) могут служить тонкостенные элементы вала, сам вал при выполнении его из легированной стали с низкой теплопроводностью и промежуточные втулки между подшипником и валом с продувкой воздуха через зазоры.

Подача избыточного количества масла для охлаждения вала может нарушить работу высокоскоростных подшипников качения.

Роликоподшипники воспринимают только радиальные нагрузки и допускают некоторое осевое смещение внешнего кольца относительно внутреннего, вызываемое различными расширениями корпуса и ротора. Шарикоподшипники способны нести наіряду с радиальными и осевые нагрузки. Повышенные осевые нагрузки воспринимаются четырехточечными шариковыми подшипниками (рис. 203), в которых одно из колец имеет вертикальный разъем. Для восприятия значительных осевых усилий используют опоры с двумя и тремя шарикоподшипниками. Равномерное распределение осевой нагрузки между несколькими подшипниками — очень сложная задача, требующая специального их подбора, пригонки дистанционных колец и особо точной сборки. На рис. 203 показана передняя опора компрессора авиационной ГТУ с тремя шарикоподшипниками. Подшипники предварительно монтируют в стаканах и весь узел в собранном виде закрепляют на валу и в корпусе.