Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 172

Корпус можно охлаждать снаружи и внутри. Внешнее охлаждение осуществляется путем продувки воздуха или прокачки воды через короба или кожухи, приваренные к внешней поверхности корпуса. Воздух для охлаждения может быть отобран из компрессора или подан от отдельной воздуходувки — последний вариант связан с меньшими энергетическими потерями.

На рис. 139 представлено одно из конструктивных решений внешнего воздушного охлаждения корпуса. Охлаждающий воздух проходит в зазор между корпусом и тонкостенным кожухом или по каналам, образованным половинами труб, приваренными к внешней поверхности корпуса.

Водяное охлаждение корпуса эффективнее воздушного и при минимальных энергетических затратах обеспечивает практически неизменные размеры корпуса. Во избежание загрязнения каналов для охлаждения используют замкнутые системы циркуляции, заполненные очищенной водой, охлаждаемой в специальном водо- водяном теплообменнике. Такая система охлаждения используется, в частности, в ГТУ фирмы Дженерал-Электрик (рис. 140, 141 и 143) и в судовой турбине ГТУ-20 Ленинградского Кировского завода (рис. 142), в которой каналы для охлаждения образованы половинами труб, приваренных к корпусу с шагом 110 мм. При стендовых испытаниях ГТУ было установлено, что двухкратное уменьшение числа каналов не снижает эффективности охлаждения. Температура различных точек внешней поверхности корпуса находилась в интервале 50—-150°С при начальной температуре газа 750° С [13]. В турбине, показанной на рис. 143, гидравлическое сопротивление тракта охлаждения составляет 6,1 м вод. ст., расход воды — 6,8 мъ\ч (в том числе и на водяные экраны для охлаждения ротора). Расход воды на охлаждение корпуса и втулок поворотных лопаток ГТУ (рис. 140) составляет 1,1 мъ\ч при отводе тепла около 6-Ю4 ккал/ч.