Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 141

чительных размеров. Для сокращения длины радиального диффузора его каналу придают переменное сечение (рис. 107, б) или расчленяют диффузор на две части — радиальную и осевую (рис. 107, в). При этом может быть получена малая скорость потока на выходе из диффузора при умеренном его диаметре. Осевая часть диффузора так же, как радиальная, может быть снабжена направляющими лопатками.

В центробежных компрессорах иногда используют диффузор в виде нескольких тангенциально расположенных конических патрубков с малым углом раскрытия, эффективность которых

выше, чем кольцевого канала. На рис. 108, б показан многоступенчатый центробежный компрессор, в котором диффузоры каждой ступени образованы четырьмя коническими патрубками. Эти патрубки соединены затем с входными камерами последующих ступеней цилиндрическими отрезками трубопроводов. Конические диффузоры последней ступени компрессора соединены в один трубопровод, отводящий воздух к камере сгорания. Этот же принцип заложен в конструкцию диффузора одноступенчатого компрессора, изображенного на рис. 108, а. Диффузор выполнен в виде отдельных расширяющихся тангенциально размещенных патрубков прямоугольного сечения, которые затем переходят в длинные диффузоры, расположенные параллельно оси машины и присоединяющиеся затем к общей воз- духосборной камере (см. рис. 107, г).

В осевом компрессоре ГТУ фирмы Аллен (рис. 106, г) кольцевое сечение за спрямляющим аппаратом переходит в 16 отдельных наклонных конических диффузоров, из которых воздух

поступает затем в конические диффузоры, идущие параллельно оси машины. В этой установке, таким образом, трубопроводы подвода воздуха к регенератору используют в качестве диффузора компрессора.

Отдельные конические диффузоры нашли применение также во вторых ступенях радиально-осевых диффузоров центробежных компрессоров. На рис. 94 показан корпус компрессора, в котором вторые ступени диффузоров выполнены в виде нескольких расширяющихся патрубков прямоугольного сечения с выходом воздуха в общий воздухосборник двигателя. Если воздух нужно отвести по одному или нескольким трубопроводам к камере сгорания, радиально-осевой диффузор может быть выполнен иным образом: за радиальной частью диффузора располагается отводящая часть патрубка (причем уровень скоростей в последней достаточно высок), из которой воздух поступает в трубопровод, изготовленный в виде конического диффузора (рис. 60).