Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 161

В компрессорах авиационных двигателей широко используют индивидуальное крепление лопаток в осевых и косых пазах, выполненных в ободе диска. Этот способ крепления применяют ино-, гда в стационарных и транспортных ГТУ. Профиль паза обычно имеет конфигурацию типа «ласточкин хвост»; в особо нагруженных лопатках первых ступеней иногда используют крепление типа «елочный хвост» (ГТУ CS-600 фирмы Центракс).

Индивидуальное крепление при свободной посадке допускает возможность самоустановки лопаток под действием центробежных сил и газового усилия. Различные способы стопорения в пазах показаны на рис. 132. На рис. 131, б дана рабочая лопатка компрессора фирмы Аллис Чалмерс (не газотурбинного) с индивидуальным креплением на коническом хвостовике с гайкой (ротор компрессора — барабанный).

ПРОТИВОПОМПАЖНЫЕ И СБРОСНЫЕ КЛАПАНЫ

В газотурбинных установках с осевыми компрессорами на пусковых режимах и малых нагрузках иногда предусматривают перепуск части воздуха в атмосферу из промежуточных ступе-

ней, или в сложных схемах из трубопроводов между компрессорами.

Из воздухосборных камер компрессора воздух отводят в атмосферу через противопомпажные клапаны, управляемые автоматически системой регулирования двигателя.

В установках с развитым воздушным трактом при резком падении нагрузки возможно значительное увеличение чисел оборотов вследствие большой энергии, аккумулированной в тракте. Эта опасность велика при наличии свободной силовой турбины и регенератора в связи с большой тепловой инерцией регенератора. В подобных установках иногда предусматривают сбросные клапаны, которые при резком падении нагрузки быстро выпускают избыток воздуха из тракта в атмосферу.

В ГТУ мощностью 1500 кет завода «Экономайзер», кроме сбросного клапана, прикрывают жалюзи на входе в компрессор (рис. 133).