Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 218

Все последующие ГТУ, выпускаемые этой фирмой и предназначенные для работы на доменном газе, выполнены с одним воздушным компрессором, что позволило осуществить сжатие газа также в одном газовом компрессоре без промежуточного охлаждения. Отсутствие газоохладителя снижает чувствительность к загрязнениям и соответственно уменьшает падение мощности и во времени. Таким образом второстепенная на первый взгляд проблема загрязнений газоохладителей в значительной степени наложила отпечаток на выбор схемы установки.

Глава V

ПОДШИПНИКИ И ОПОРЫ

Специфика конструктивного оформления подшипниковых узлов ГТУ связана в основном с наличием близлежащих высокотемпературных элементов роторов и корпусов турбин. Это требует организации соответствующего охлаждения корпуса подшипника и вала и специальных конструктивных мероприятий, позволяющих сохранять концентричность корпусов подшипников и турбин, но не оказывает заметного влияния на конструкцию собственно подшипников. Иногда подшипниковые узлы ГТУ располагают в полостях с избыточным давлением рабочей среды— это сказывается в первую очередь на конструкции уплотнений, маслоотбойников и на системе маслоснабжения.

ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ

В ГТУ средней и большой мощности с большим ресурсом работы применяют подшипники скольжения. Исключение составляют только те стационарные и судовые ГТУ, в которых турбокомпрессорами служат авиационные двигатели и опорами являются подшипники качения. Конструкции подшипников скольжения ГТУ и материалы их элементов не имеют специфических черт по сравнению с подшипниками других турбомашин и определяются в основном традициями заводов-изготовителей. На рис. 195—198 показаны опорно-упорные подшипники стационарных ГТУ. Антифрикционным материалом является в большинстве случаев баббит, реже —бронза. В ГТУ мощностью 1000 кет фирмы Аллен вкладыши подшипников компрессора залиты баббитом, а вкладыши подшипников турбин, находящиеся в непосредственной близости от горячих элементов — свинцовистой бронзой. Вкладыши опорных подшипников выполняют из стали или чугуна, а также применяют тонкостенные стальные вкладыши, залитые антифрикционным металлом.