Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 232

В камеру Г подается сжатый воздух с давлением, несколько большим, чем в полости Д. Этот воздух через короткие лабиринтные уплотнения проходит вдоль вала в обе стороны — в полость Див камеру В\ в полости В давление поддерживается специальным автоматическим регулятором на 300 мм вод. ст. ниже, чем в камере Г. По каналу Б масло попадает в среднюю часть подшипника с давлением, на 1,5 ат превышающим давление в камере В. Масло сливается по обеим сторонам подшипника в камеры В и Л. Масло из полоски Л сливается в открытый масляный бак, а из камеры В масловоздушная смесь поступает в специальный закрытый бак, в котором поддерживается соответствующее повышенное давление. В этом баке происходит сепарация воздуха из смеси; воздух удаляется затем в атмосферу, а масло отводится в открытый бак. Благодаря тому, что в камере Г давление всегда выше, чем в камере В, предотвращается попадание масла в проточную часть (для ГТУ замкнутого цикла и особенно для ГТУ на ядерном топливе этот фактор имеет

первостепенную важность). С другой стороны, давление масла в подшипнике выше давления воздуха в камере Г, что исключает утечку воздуха из проточной части. Самое низкое давление в тракте циклового воздуха составляет 7 ат; масляный насос подает масло под давлением 14 ат к автоматическому регулятору, поддерживающему необходимый уровень давления перед подшипниками.

В ГТУ открытого цикла также применяют подшипники, которые располагают в зонах с избыточным давлением. Так, задний подшипник турбокомпрессора ГТУ ЕМ-27Р мощностью •3000 л. с. фирмы Инглиш Электрик размещен внутри корпуса турбины, где давление превышает 4 ат. По обеим сторонам подшипника установлены короткие масляные и воздушные у плот- нения. Масло подается к подшипнику под давлением 8,5 ат. Масло из подшипника сливается в закрытый бак, в котором поддерживается давление несколько ниже, чем в полости, окружающей подшипник. Масло из закрытого бака отводится в общий открытый бак с помощью поплавкового клапана, который перепускает масло и препятствует утечке воздуха.