Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 207

Кроме дисков первых ступеней турбины, в ряде случаев следует охлаждать диски последних ступеней — это позволяет выполнять их из менее легированных материалов.

Для сокращения энергетических потерь, связанных с отбором охлаждающего воздуха, должны быть соблюдены два основных принципа — расход отбираемого воздуха должен быть минимальным и давление его в месте подвода не должно значительно превышать давление газа в данной точке тракта. Расход воздуха на охлаждение уточняют при испытаниях ГТУ путем замера температур металла и ограничивают каким-либо калиброванным сечением.

В ряде установок для сокращения расхода воздуха и более эффективного охлаждения горячих элементов турбины отбираемый из компрессора воздух проходит через специальный внешний теплообменник, а затем с температурой 30—35° С идет на охлаждение турбины. Этот воздух с успехом можно использовать для охлаждения корпусов подшипников, расположенных в горячей зоне, для струйного обдува обода диска, для подачи в зазоры между хвостами лопаток и пазами в диске. Кроме того, охлажденный воздух в ряде случаев применяют и для других целей, в частности, для обдува пускового электродвигателя (ГТУ-15 завода «Экономайзер»). Внешний теплообменник для охлаждения' воздуха обычно выполняют с водяным охлаждением, но в передвижных ГТУ этот аппарат может иметь и всздушное охлаждение. В локомотивной ГТУ фирмы Метро -- Виккерс воздух отби- рают за шестой ступенью компрессора и затем он поступает в кольцевой резервуар в стенке входного патрубка компрессора (см. рис. 99, г). Внутри резервуара предусмотрены ребра, которые интенсифицируют процесс отдачи тепла к воздуху, всасываемому компрессором. Часть охлажденного воздуха идет к передней стороне ротора компрессора для разгрузки осевого давления; из этой камеры по радиальным отверстиям воздух поступает внутрь ротора компрессора, проходит далее в расточке цельнокованого ротора турбины и выходит через отверстия за последним диском в газовый поток.