Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 227

При ограничении радиальных размеров опор в ГТУ малой мощности иногда используют подшипники без внутреннего кольца (кольцом служит соответствующим образом обработанная поверхность вала). Такие подшипники применяют во многих ГТУ и в частности в установках фирмы Ровер (см. рис. 67 и 71) и фирмы Стандарт Мотор (см.рис. 127, а). Ротор ГТУ фирмы Стандарт Мотор вращается в двух подшипниках — роликовом без внутреннего кольца и шариковом, внутреннее кольцо которого насажено на поясок шестерни редуктора, закрепленной, в свою очередь, на конусе вала турбокомпрессора. Такая конструкция допускает возможность демонтажа ротора в осевом направлении без выемки подшипников из их корпусов.

Смазку и охлаждение высокооборотных подшипников качения выполняют путем подачи под давлением через форсунки смазочного масла или воздушно-масляной эмульсии. Масло распыливается воздухом, отбираемым за компрессором. Наилучшие результаты достигаются при подаче масла через несколько расположенных по окружности форсунок в зазор между внутренним кольцом и сеператором подшипника. Масло центробежной силой отбрасывается к периферии и выходит через зазор между сепаратором и внешним кольцом. Масло подают также через радиальные отверстия в кольцах подшипника непосредственно на беговые дорожки; лучшая смазка обеспечивается при подаче масла через внутреннее кольцо. Удачно сочетается такая смазка с подводом масла из расточки вала по радиальным или наклонным отверстиям.

Масло из подшипника должно удаляться или самотеком через сливные каналы достаточного сечения, или — при малом объеме масляных полостей — с помощью специального откачивающего насоса. Скопление излишков масла приводит к дополнительным потерям на «перемалывание» его подшипниками и усложняет проблему уплотнения узла.