Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 192

В турбинах ЛМЗ направляющие аппараты крепят в корпусе с помощью сварки (рис. 177) [10]. Лопатки массивной частью вваривают в толстостенный обод, а выходными кромками — в бандаж. Во внутреннем бандаже диафрагмы после ее сварки и термообработки, между каждыми тремя лопатками выполняют прорези для компенсации термических расширений.

На рис. 157 и 178 показаны типовые конструкции направляющих аппаратов турбин фирмы Вестингауз и фирмы Фиат. Лопатки вварены во внутренний и внешний бандажи, образующие половину диафрагмы. Во внутренних бандажах сделаны прорези

для компенсации расширений (по четыре прорези в каждой половинке диафрагмы). Внешние кольца диафрагм вставляют в

Т-образные пазы сегментов корпуса и крепят радиальными штифтами. Между диафрагмами и корпусом продувается охлаждающий воздух.

В газовых турбинах направляющие лопатки, как и в паровых, можно набирать в диафрагмы, которые затем заводят в соответствующие пазы корпуса. Однако, если в паровых турбинах лопатки жестко прикреплены к внешнему ободу и телу диафрагмы, то в газовых турбинах всегда предусматривают возможность свободных температурных расширений лопаток вдоль их оси.

На рис. 179 показана диафрагма, в которой направляющие лопатки прикреплены к телу диафрагмы заклепками, а шипом

вставлены в обод. Диафрагмы заводят в корпус турбины и фиксируют на разъеме, как это принято в паротурбинной практике.

Для защиты тела диафрагмы от резких температурных градиентов иногда предусматривают боковые щитки. В установке фирмы Аллен (рис. 180) сопла турбины соединены заклепками в групповые сегменты. Лопатки направляющих аппаратов заводят в канавку промежуточного кольца корпуса и фиксируют двумя стопорными пластинами. На внутреннем конце каждой лопатки предусмотрен цилиндрический выступ, который входит в соответствующее радиальное отверстие в диафрагме — этим обеспечивается свобода расширений каждой лопатки.