Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 220

В автомобильной ГТУ мощностью 120 л. с. фирмы Остин короткий ротор установлен на три опоры, две из них являются опорами качения, а третья — передний подшипник компрессора— опора скольжения, которая имеет малые радиальные размеры и не загромождает осевой вход в компрессор.

Так как размещать два подшипника в непосредственной близости нецелесообразно, в ряде установок вместо четырехопорных применяют трехопорные роторы, в которых компрессор выполнен двухопорным, а ротор турбины имеет одну собственную опору и соединен с ротором компрессора жесткой фланцевой муфтой.

'Представляет интерес конструктивное оформление средней опоры трехопорного ротора польской экспериментальной ГТУ мощностью 1000 кет (рис. 199). По обеим сторонам гребня упорного подшипника выполнено два опорных пояска. Общий вкладыш опорно-упорного подшипника закреплен в сферической расточке корпуса. Шейка вала является элементом жесткой муфты, расположенной между компрессором и турбиной. Роторы компрессора и турбины разъединяют вне агрегата.

Можно также совместить подшипники турбокомпрессора и электрогенератора. В ГТУ 16 500 кет фирмы Дженерал — Электрик с четырехопорным ротором три подшипника расположены в пределах агрегата, а четвертым служит передний подшипник генератора.

Роторы турбокомпрессоров ГТУ обычно значительно легче,, чем роторы паровых турбин, в то же время из условий жесткости диаметры их шеек должны быть достаточно велики. Этим предопределяются малые удельные нагрузки на подшипники, что может явиться причиной вибрации вала. При консольном роторе нагрузка на задний подшипник обычно незначительна и даже может быть равна нулю или направлена вверх (назовем условно- опору, прилегающую к диску, передней, а опору, отстоящую от диска, задней). Поэтому проблема устранения вибрации в консольных роторах особо сложна. Борьба с вибрацией слабонаг- руженных опор производится выбором соответствующего зазора