Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 238

соединение выпускного' патрубка с задней частью корпуса подшипников силовой турбины корабельной ГТУ мощностью 22 000 л. с. фирмы Броун — Бовери (рис. 215). Передняя часть корпуса подвешена на радиальных пальцах. В диафрагме выполнены большие окна — таким образом, силовым элементом подвески являются наклонные тонкостенные ребра, воспринимающие разность осевых и радиальных перемещений горячего выпускного патрубка и холодного корпуса подшипника. Тонкостенные ребра, с одной стороны, служат пружинами подвески, с другой — дросселями потока тепла. Кроме того, коническая форма диафрагмы обеспечивает необходимую жесткость для восприятия ударных нагрузок и усилий от подшипников. Окна между ребрами и горизонтальный разъем позволяют установить трубы для подвода масла и легко монтировать саму диафрагму. Ротор можно вынимать как обычным путем, так и вместе с корпусами подшипников [99].

Подвеска на радиальных пальцах. Этот тип подвески очень широко применяется в различных соединениях элементов корпу

сов и роторов газовых турбин. На рис. 216 показана подвеска на радиальных пальцах корпуса подшипников консольного ротора ГТУ мощностью 6000 квт НЗЛ. Массивное промежуточное коль- цо 3 с шестью местными выступами, проходящими через соответствующие обтекатели в выпускном патрубке, прикреплено радиальными пальцами 2 к корпусу турбины 1. К промежуточному кольцу, в свою очередь, на пальцах 5 подвешена нижняя половина корпуса 4 подшипников.

Масло к подшипникам и воздух на охлаждение подают по трубопроводам, проходящим через выступы в промежуточном кольце; сливается масло через торцовую часть корпуса.

В заключение следует отметить, что при выборе схемы крепления корпуса подшипника необходимо учитывать динамические характеристики опоры (так называемую «податливость» — величину перемещения опоры при динамическом приложении единичной силы). Расчет критического числа оборотов ротора без учета динамических характеристик опор может привести к значительной ошибке и, как следствие, к возможным вибрациям системы. Опыт эксплуатации крупных турбомашин показывает, что при динамической податливости опор порядка 7-Ю-7 см/кг критическое число оборотов вала может снизиться в 2 раза по сравнению с расчетной величиной при абсолютно жестких опорах. (Эти значения справедливы для жестких сварных роторов; с понижением жесткости ротора влияние податливости опоры на критическое число оборотов уменьшается).