Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 240

Осевое усилие, действующее на ротор компрессора и турбины из-за разности давлений на первых и последних ступенях, может быть при необходимости снижено путем создания думмисов (уплотнений на большом диаметре). В компрессоре иногда создают камеру с повышенным давлением перед диском первой ступени с помощью двух рядов уплотнений, выполненных на разных диаметрах. При таком решении наряду с сокращением осевого усилия устраняется возможность подсоса масла в проточную часть из переднего подшипника. Аналогичная камера может быть создана и за последним диском турбины.

Разгрузка осевого усилия при помощи думмисов связана с повышенными утечками воздуха, усложнением конструкции и увеличением расстояния между опорами.

Выбором соответствующих диаметров лабиринтных уплотнений можно полностью разгрузить ротор турбокомпрессора от осевой нагрузки или направить результирующее осевое усилие в любом желаемом направлении. При этом упорный подшипник может быть спроектирован так, что будет воспринимать нагрузку, значительно меньшую, чем осевое усилие каждой из турбомашин. Этот способ разгрузки упорного подшипника применяют практически во всех ГТУ. Однако в стационарных ГТУ большой мощности с высокими давлениями в цикле создание работоспособного упорного подшипника является очень сложной задачей. Обусловлено это тем, что осевое давление компрессоров и турбин в этих ГТУ достигает порядка 40—60 г, а в ГТУ-200, выполненной по схеме проф. Уварова, осевое усилие отдельных агрегатов исчисляется сотнями тонн. В то же время упорные подшипники общепринятых типов способны воспринимать ограниченную нагрузку— порядка 20 т при числе оборотов вала 3000 в минуту и менее 10 т при 8000 в минуту. Так как результирующая сила, передаваемая на подшипник, является разностью очень больших величин, существует опасность многократного ее увеличения по сравнению с расчетной величиной вследствие неточностей в расчете проточной части турбомашин, погрешностей при изготовлении облопачивания, при износе уплотнений в процессе эксплуатации или при каких-либо ранее неучтенных режимах работы установки. Может измениться не только величина осевого усилия, но и его знак; поэтому, как правило, упорные подшипники турбокомпрессоров выполняют двусторонними и их несущую способность выбирают исходя из двух-трехкратной величины расчетного результирующего усилия.