Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 228

В качестве смазочной среды может быть использовано не только масло, но и топливо. Такая система смазки применена в одновальной высокооборотной ГТУ GT-15 мощностью 15 л. с. фирмы Заурер (рис. 194), где топливом смазывают не только подшипники, но и шестерни редуктора. Система смазки организована следующим образом: на промежуточном валу редуктора расположен сдвоенный шестеренчатый насос. Насос 3 подает часть топлива из бака в распределитель, где редукционным клапаном поддерживается постоянное давление независимо от расхода топлива. Из распределителя топливо через кольцевую полость в валу поступает к обоим подшипникам ротора, а также к редуктору. Часть топлива поступает через центральное отверстие в валу к форсункам камеры сгорания (в этом двигателе применена камера сгорания с вращающимися форсунками). Второй шестеренчатый насос 4 откачивает масло из картера редуктора и возвращает его в бак. Топливный бак имеет повышенную емкость, так как бак служит охладителем; в случае необходимости предусматривается принудительное охлаждение топлива в баке. Естественно, что полная выработка топлива из бака недопустима. В процессе доводки этого двигателя, которая длилась 5 лет, была изменена первоначальная конструкция системы смазки. Так, топливо к внутреннему подшипнику подавалось ранее по двум радиальным отверстиям в валу, что влекло за собой изгиб ротора; при выполнении трех отверстий под углом 120° вал не изгибался. Топливо из подшипника вначале сливалось по одному радиальному каналу в вертикальной стенке, что сопровождалось местным охлаждением стенки, на которой укреплен корпус подшипника, и заклиниванием ротора. После того как для слива была выполнена спиральная канавка, вся поверхность стенки стала холодной и указанный дефект был устранен. При испытаниях одной из первых моделей отмечались также заметные вибрации ротора при числе оборотов 55 000 в минуту, причиной которых оказались упругие деформации подшипников качения в радиальном направлении, причем вторая частота вызывала колебания, в 100 раз превышающие первую и третью. После цикла испытаний с фалынротором, имевшим внешний привод, от вибраций удалось избавиться путем ужесточения опоры со стороны редуктора и создания гидродинамического демпфера внутренней опоры (параметры двигателя: масса 10 кг, длина 384 мм; диаметр 231 мм, число оборотов более 100 000 в минуту) [89].