Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 210

Фирма СТАЛ'при доводке ГТУ мощностью 40 000 кет заменила первоначальный вариант подачи воздуха по трубам более эффективной подачей по кольцевой щели.

Наиболее эффективным является третий метод охлаждения — продувка воздуха через монтажные зазоры между хвостами рабочих лопаток и пазами в диске. Этот метод пригоден не только для дисковых, но и для барабанных многоступенчатых роторов.

На рис. 150, а, б показаны схемы охлаждения дисковых роторов. Воздух продувают через монтажные зазоры в осевых елочных хвостах лопаток. Подвод воздуха к первой ступени и перепуск воздуха между ступенями достигается с помощью дополнительных дисков, прикрепленных к дискам турбин радиальными штифтами. В цельнокованом роторе установки ГТ-25-700 ЛМЗ применен такой же тип охлаждения. Вдоль всего ротора по образующим выполнены пазы для заводки лопаток с двухопорными хвостами (рис. 188, в). Смежные лопатки каждой ступени уплотнены проволокой. Между рядами лопаток выполнены глубокие проточки (рис. 193, а), прикрытые аустенигными проставками, которые заводят в пазы. Глубокие проточки предназначены для предотвращения изгиба ротора, возникающего при неравномерной температуре. Таким образом, вся поверхность перлитного ротора около первых ступеней не имеет контакта с горячим газом. Через зазоры в хвостах лопаток вдоль ротора продувается охлаждающий воздух. Частично он проходит в проточную часть через неплотности между лопатками и проставками, а оставшаяся его доля попадает в газовый поток за четвертой ступенью. Для того чтобы гарантировать избыточное давление охлаждающего воздуха относительно газового потока на протяжении всего тракта, с торцовой стороны ротора перед первой ступенью установлен импеллер вентилятора. Испытания показали высокую эффективность системы охлаждения: при температуре газа, равной 670° С, температура ротора не превышает 400° С.