Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 170

Сохранение цилиндрической форхмы корпуса при нагреве и охлаждении достигается, в первую очередь, симметричным его сечением. Наиболее просто получить осевую симметрию в корпусах без горизонтальных разъемов. Это направление широко используется в авиационных турбинах с малым числом ступеней и находит применение в стационарных и транспортных установках. В частности, безразъемные корпуса турбин характерны для ГТУ различных мощностей вплоть до 40—50 тыс. кет (фирма СТАЛ). Работы по сборке и разборке турбин без горизонтальных разъемов несколько сложнее и продолжительнее, но при достаточной надежности агрегатов это не имеет принципиального значения, тем более, что осмотр облопачивания крупных стационарных турбин можно проводить через люки в больших патрубках, а радиальные зазоры в промежуточных ступенях можно контролировать различными датчиками и штифтами. Наличие горизонтального разъема с фланцевым болтовым соединением ограничивает скорость пуска турбин с горячими корпусами, так как из-за неравномерного прогрева корпус со временем теряет цилиндрическую форму. Тем не менее, в турбинах с низкой начальной температурой и малой скоростью прогрева и набора нагрузки применяют толстостенные литые корпуса, характерные для паротурбинной практики. Создание осесим- метричных корпусов с горизонтальным разъемом с достаточным приближением можно получить введением продольного вертикального разъема, а также установкой массивных продольных ребер. Так, корпус турбины ГТУ фирмы Бритиш Томпсон Хаустон (рис. 137), кроме горизонтального, имеет вертикальный разъем, который в процессе эксплуатации никогда не разбирается.

Минимальный радиальный зазор можно обеспечить конструктивными мероприятиями и рациональной организацией охлаждения корпуса, а в ряде случаев — специальным нагревом его.