Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 159

Чтобы повысить расход воздуха в центробежных компрессорах, применяют двусторонний вход. Эта схема, хорошо известная в авиационной практике, на нашла сколько-нибудь широкого использования в стационарном и транспортном газотурбостроении, так как при повышенных расходах воздуха целесообразнее выполнять осевой компрессор. Только в одной ГТУ мощностью 400 л. с. модели 520 фирмы Боинг применен центробежный компрессор с двойным входом (рис. 128, б). Расход воздуха составляет 2,27 кг/сек. Благодаря очень большой окружной скорости (530 м/сек) достигнута необычно высокая степень повышения давления (6,5). К крыльчатке из алюминиевого сплава с обеих сторон прикреплены на штифтах направляющие аппараты, изготовленные из стальных поковок.

Роторы многоступенчатых центробежных компрессоров ГТУ малой мощности (см. рис. 96, в) имеют две ступени сжатия; степень повышения давления порядка 5,5—7,0.

В многоступенчатых компрессорах замкнутых ГТУ и ГТУ большой мощности в связи с низкими окружными скоростями рабочие колеса выполняют обычно закрытыми с криволинейными лопатками (см. рис. 96, а и б). В роторе компрессора ГТУ мощностью 2000 кет фирмы Эшер — Висс рабочие колеса закрытого типа изготовлены из хромоникелевой стали и напрессованы на вал. В ГТУ фирмы Бритиш Томпсон Хаустон все элементы ротора компрессора выполнены из 3%-ной хромомолиб- деновой стали. Рабочие лопатки колес приклепаны к дискам; лопатки криволинейные, с наклоном назад — в сторону, противоположную направлению вращения ротора; окружная скорость 260 м/сек.

Рабочие лопатки

Рабочие лопатки компрессоров нагружены значительными центробежными и изгибающими усилиями, а также подвержены вибрационным нагрузкам вследствие неравномерности полей скоростей и давлений. К точности обработки профильной части и чистоте ее поверхности предъявляют очень высокие требования, так как эти факторы определяют к. п. д. компрессора и прочность лопатки. Лопатки полируют, причем забоины и риски выводят так, чтобы они имели очень плавные переходы. Радиус перехода от профильной к хвостовой части должен быть по возможности большим во избежание повышенной концентрации напряжений.