Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 155

Внешняя поверхность ротора между рядами рабочих лопаток может быть образована заплечиками дисков (рис. 125, а), промежуточными кольцами (рис. 124, в) и специальными промежуточными дисками (рис. 125, в). Пр.и закреплении рабочих лопаток между дисками (рис. 124, а и 125, б) направляющие лопатки компрессора располагают над цилиндрической поверхностью обода диска. В компрессорах фирмы Вестингауз диски по периферии имеют небольшие заплечики, над которыми размещены уплотнительные усики внутренних бандажей направляющих лопаток.

Для предотвращения чрезмерного прогиба периферийных болтов под действием центробежных сил, зазор между болтами и отверстиями в дисках выбирают в соответствующих пределах или предусматривают несколько опорных поясков по длине болта.

Необычную конструкцию имеет дисковый наборный ротор ГТУ мощностью 160 л. с. фирмы Центракс (рис. 126). В роторе

отсутствуют стяжные болты, а связь дисков между собой осуществлена осевыми призонными пальцами, запрессованными попарно в каждые три диска.

Роторы центробежных компрессоров

Ротор турбокомпрессора Г ТУ малой мощности имеет, как правило, две опоры, причем в ряде случаев рабочее колесо компрессора (крыльчатка) и колесо радиальной турбины совмещены в единый узел. Так как рассмотрение этих элементов в от-4 дельности не может дать представления о конструктивной схеме ротора, в данном разделе конструкции некоторых крыльчаток компрессора описываются во взаимосвязи с турбинными колесами.

Воздух в рабочее колесо компрессора поступает в осевом направлении, а радиальное направление поток получает в пределах крыльчатки. Для обеспечения высокой степени сжатия в одноступенчатом компрессоре окружная скорость на периферии колеса достигает 400 м/сек и более, что вызывает высокие напряжения в его элементах. Это в значительной степени предопределяет применение крыльчаток с радиальным расположением лопаток, ибо в криволинейных лопатках возникают повышенные напряжения. Рабочие колеса с криволинейными лопатками имеют пониженный к. п. д. и сложны в изготовлении, поэтому несмотря на возможность получения большей степени сжатия при равных окружных скоростях, криволинейные лопатки практически не нашли применения в компрессорах ГТУ и используются только в редких случаях при низких окружных скоростях в многоступенчатых центробежных компрессорах. Из-за сложности изготовления и повышенного уровня напряжений