Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 205

Различные боковые экраны и покрывные диски (рис. 150) могут служить для осевой фиксации лопаток. В ряде установок

(в частности в ГТУ мощностью 350 квт фирмы Аллен) для этого применяют специальные цельные или разрезные кольца, которые крепят все лопатки или группы лопаток.

В установках малой мощности размеры элементов осевых хвостов столь миниатюрны, что выполнение их представляет определенные технологические затруднения. Эти установки, кроме того, имеют очень большие числа оборотов и высокие температуры. Поэтому напряжения в хвостовых соединениях могут быть настолько велики, что обычные крепления лопаток применены быть не могут. В этих случаях иногда используют приварку лопаток к ободу диска (рис. 191, а). Преимуществом крепления сваркой является простота и дешевизна производства, хороший теплоотвод от лопаток к диску и достаточно высокая прочность соединения. Недостатками — ограниченный выбор материалов, обусловленный их способностью свариваться, сложность контроля качества шва и затруднения при замене отдельных лопаток [10].

В некоторых авиационных двигателях применяют полые •охлаждаемые лопатки, изготовленные вытяжкой из трубчатых или листовых заготовок (рис. 191, б). Хвостовую часть лопатки, которой придается сечение прямоугольника или параллелограмма, надевают на диск с соответствующими осевыми или косыми прорезями в ободе.

При сборке лопатки фиксируют технологическими шпильками. В специальные канавки на шипах диска закладывают профильную проволоку из серебряного тугоплавкого припоя, после

чего диск нагревают до температуры более IOOO0C. За счет капиллярности припой проникает во все зазоры, прочно соединяя лопатки и диск.

Фирма Дженерал-—Электрик разработала технологию сварки полых лопаток с дисками применительно к высокооборотным авиационным ГТУ очень малой мощности. Лопатки турбин изготовляют из трубы, хвост их имеет прямоугольное сечение и плотно входит в прорези диска. Сложность проблемы заключается в сварке тонкостенной лопатки (0,25 мм) с относительно толстым