Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 152

моноблочных агрегатах с общим двухопорным ротором турбокомпрессора. Для получения высокой жесткости ротора диаметр» вала выбирают повышенных размеров (рис. 123, а), или в качестве вала используют барабан цилиндрической или конической формы (см. рис. 13 и 123, б). Напряжения, возникающие в диске при большом диаметре расточки, не превышают общепринятого уровня в связи с малыми нагрузками от лопаток. Как видно из рис. 123, а, на одном диске можно расположить два ряда лопаток.

Крутящий момент от вала к дискам передается через шпонки, шлицованную поверхность вала (см. рис. 13), радиальные- заклепки или вследствие сил трения при горячей посадке дисков на вал (рис. 123, а и б). В авиационных компрессорах момент передается в результате натяга диска при плотной посадка

его на конический вал. Во избежание ослабления натяга при работе двигателя и для удобства пригонки посадочной поверхности иногда вводят промежуточную втулку, связанную с диском радиальными пальцами. Бесшпоночное соединение применимо при передаче относительно небольшого крутящего момента. Такое соединение позволяет изготовлять диски из алюминиевых сплавов, имеющих больший коэффициент линейного расширения, чем у стали. Стальные диски можно соединять с валом шлица

ми любого общепринятого профиля — прямоугольными, треугольными, эвольвентными. Диски из алюминиевых сплавов требуют специального профиля трапециевидной формы с радиальным направлением боковых граней; в этом случае при расширении диска относительно вала соблюдается геометрическое подобие соединения и контакт по боковым граням шлицев не нарушается.

В компрессорах авиационных двигателей используют известный в паротурбостроении способ передачи крутящего момента от диска к диску при помощи торцовых шпонок. При этом вал компрессора не участвует в передаче момента и может быть выполнен тонкостенным.