Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 246

Имеется ряд конструкций горелоч- ных устройств камер сгорания, в которых стабилизация горения факела осуществляется не лопаточным завих- рителем, а другими способами. В частности, в камере сгорания, показанной на рис. 234, стабилизация факела достигается вводом воздуха в зону горения при помощи двух дефлекторов; в. зоне горения создается два вихря с противоположным направлением вращения. В этой камере может сжигаться как жидкое, так и газообразное топливо. При переходе с одного типа топлива на другой необходимо изменять положение дефлекторов и зазор между чашей и входной частью пламенной трубы.

Дежурные горелки применяют в камерах сгорания, предназначенных для работы на газообразном топливе — они служат как для обеспечения зажигания факела, так и для поддержания устойчивого горения его на промежуточных режимах.

При сгорании жидких топлив специальной дежурной горелки не требуется. В этом случае применяются механические или воз- душно-механические форсунки.

Наиболее часто используются двухступенчатые форсунки, так как в одной ступени центробежной форсунки невозможно достичь необходимой при работе ГТУ глубины регулирования расхода топлива.

Воздушно-механическая форсунка фирмы Дженерал — Электрик показана на рис. 235. Первоначальное дробление топлива в ней происходит при его истечении через мелкие радиальные отверстия, а вторичное — сжатым воздухом, подаваемым навстречу топливу. Топливо-воздушная смесь подвергается дополнительному расширению при выходе из сопла- в. зону горения.

Воздушно-механические форсунки допускают достаточно большую глубину регулирования расхода топлива и имеют хорошее качество распыла. Недостатком их является необходи

мость в дополнительном компрессоре, сжимающем цикловой воздух перед подачей его к форсунке.