Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 206

диском (5 мм). Решение было достигнуто при помощи установки •бандажного кольца. На рис. 192 показан диск в процессе сборки. Сварка производится на автомате с вращающимся столом. При отработке технологии сварки была изменена конструкция элементов; введена ступенька на диске и срезан угол на бандажном -.кольце. Между диском и лопаткой предусмотрен суммарный зазор около 0,1 мм. После штамповки лопаток перед сваркой для -снятия напряжений лопатку термообрабатывают в вакууме при температуре 1060° С. После сварки колесо в сборе выдерживают 2 ч при температуре 885° С, а затем 20 ч при температуре 700° С .в среде аргона і[120].

Охлаждение роторов

Охлаждение роторов позволяет поднять температуру газа перед турбиной и повысить к. п. д. установки; с другой стороны, на охлаждение необходимо отобрать сжатый воздух после компрес- сора, что понижает экономичность установки. Таким образом, определение оптимальной температуры ротора является задачей технико-экономического плана, но при ее решении следует учитывать ряд дополнительных факторов. Одним из них является выбор материала ротора—аустенитной или перлитной стали. Аустенитные роторы допускают более высокую температуру, но- стоимость их заметно выше, а надежность работы существенно меньше, чем перлитных роторов. При хорошей организации охлаждения ротора температура его может быть понижена до 450° С и менее, что позволяет использовать стали перлитного- класса, допускающие более высокие напряжения, чем аустенитные.

В современных газовых турбинах используют только системы воздушного охлаждения; весьма эффективные системы жидкостного охлаждения из стадии экспериментальных исследований не вышли. Также не нашли до настоящего времени практического применения и многочисленные предложения по воздушному охлаждению рабочих лопаток — их температура определяется газовым потоком и только в незначительной степени поддается снижению за счет отбора тепла в хвостовом соединении. Поэтому материал лопаток выбирают исходя из температуры рабочего- тела турбины.