Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 188

симметрично: на рис. 172, а показан патрубок, в котором один большой обтекатель расположен в нижней части (через него проходит стул подшипника).

Если осевой размер агрегата ограничен, стул подшипника и редуктор можно, изменив конструкцию патрубка, разместить в непосредственной близости к последней ступени турбины. На рис. 173, ж показан выпускной патрубок с раздвоенным потоком газа. Из каждой половины патрубка газ отводится по отдельным газоходам, которые в отдалении от установки присоединяют к общей дымовой трубе. На рис. 173, з изображен патрубок, в котором поток отведен под острым утлом к оси установки.

Способ соединения внешней и внутренней кольцевых стенок патрубка зависит от конструктивной схемы двигателя. Если корпус подшипника подвешен к внутренней стенке патрубка, то внутренняя стенка должна быть расположена концентрично относительно внешней стенки при всех режимах работы установки. Возможно также соединение стенок с помощью тонкостенных тангенциальных ребер, проходящих через газовый поток. При нагреве ребер внутренняя стенка поворачивается на небольшой угол относительно внешней при сохранении их соосности. В установках фирмы Дженерал — Электрик (см. рис. 158) внутренняя стенка патрубка подвешена на радиальных жестких ребрах, которые соединены с корпусом турбины гибкими тангенциальными пластинками — каждая подвеска имеет таким образом Т-образ- ную форму.

Если внутренняя стенка патрубка не является несущей, то ее можно соединить с внешней стенкой плоскими листами, расположенными в меридиональных плоскостях; при этом листы могут связывать и промежуточные направляющие ребра (рис. 173, <?). Наряду с плоскими листами используют и профильные стойки обтекаемой формы. В ГТУ фирмы Солар на внутренней стенке патрубка (рис. 173, г) выполняют глубокие выштамповки, которые соприкасаются с внешней стенкой и крепятся к ней точечной сваркой.