Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 258

Несмотря на внешнюю простоту подобных аппаратов и накопленный богатый опыт эксплуатации теплообменников в различных областях техники, применение воздухоохладителей в ГТУ усложняет конструкцию и эксплуатацию всей установки. Поэтому использование схем с промежуточным охлаждением воздуха, очевидно, целесообразно только в том случае, если это связано с существенным технико-экономическим эффектом или вызвано специальными условиями работы установки (ГТУ замкнутого цикла, судовые ГТУ, установки большой мощности и т. п.).

ТЕПЛООБМЕННЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ВОЗДУХООХЛАДИТЕЛЕЙ

Воздух между компрессорами в стационарных и судовых ГТУ охлаждают путем прокачки воды через теплообменную поверхность аппарата. Попытки использовать для охлаждения атмосферный воздух предпринимаются только в транспортных установках; практическое решение этой задачи достигнуто в автомобильном газотурбинном двигателе 704 фирмы Форд.

Вследствие большой разницы в плотности теплоносителей коэффициент теплоотдачи со стороны воды во много раз превышает коэффициент теплоотдачи со стороны воздуха. Учитывая большие расходы, воздуха в ГТУ и значительные количества отбираемого в воздухоохладителях тепла, для сокращения размера и массы этих аппаратов в большинстве воздухоохладителей используют трубчатые теплообменные поверхности с оребре- нием по воздушной стороне.

Эксплуатационные характеристики воздухоохладителя связаны с возможностью очистки его по воздушной и водяной стороне. Воздушная сторона при эксплуатации аппарата в принципе загрязняться не должна, но опыт работы показывает, что в воздухе часто содержатся масляные пары, заносимые в воздухоохладитель из окружающей атмосферы, из воздушных фильтров или переднего подшипника компрессора и осаждающиеся вместе с содержащейся в воздухе пылью на внешней стороне трубок.