Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 324

Ротор турбокомпрессора раскручивают пусковой рукояткой, соединенной с ротором цепной или шестеренчатой повышающей передачей. В двигателе 1S/60 мощностью 60 л. с. фирмы Ровер привод осуществляется цепной передачей, а затем шестеренчатой, которая, в свою очередь, присоединяется к приводу масляного насоса. Общее передаточное отношение 100 : 1 (номинальное число оборотов вала турбокомпрессора 46 000 в минуту). Передаточное отношение между валом рукоятки и ротором турбокомпрессора в двигателях фирмы Турбомека составляет 80 : 1 (Прав = 35 000 обIмин).

Пуск двигателя ГПЖН мощностью 40 л. с. завода «Экономайзер» производится двумя рукоятками, связанными велосипедной цепью с шестеренчатым приводом вспомогательных меха-\ низмов. При пуске ротору сообщается 10 000 — 11 000 об/мин, т. е. около четверти полных чисел оборотов. Двигатель «Марс» мощностью 80 л. с. фирмы Солар пускают два человека вследствие высоких чисел оборотов холостого хода.

Фирма Бадворт в двигателе «Брилл Марк 1» мощностью 45—60 л. с. также использует ручной пуск шестеренчатым приводом. Отличительной особенностью этого двигателя является необычная система зажигания. При пуске двигателя открывается легкосъемная пробка на камере сгорания. Когда ротор приобретает необходимое число оборотов, включается подача топлива к испарительным форсункам низкого давления и в отверстие

из-под пробки вводится зажженный факел. Топливо воспламеняется, и пробка быстро устанавливается на место (она крепится многозаходной резьбой). После этого двигатель самостоятельно выходит на режим холостого хода примерно при 8000 об/мин {'Праб = 40 000 об/мин). Ручной пуск двигателя облегчен благодаря тому, что ротор раскручивается при снятой пробке, т. е. при отсутствии противодавления за компрессором. В первом .двигателе этого типа была применена топливная система высокого давления и электрическое зажигание, но тем не менее предусматривалась такая же пробка на камере сгорания. Вал рукоятки соединен с выходным валом двигателя роликовой цепью. Передаточные отношения в звеньях: в цепной передаче— около 3, в главном редукторе — 25; общее отношение — около 75.