Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 331

На рис. 307, а показан трубопровод между турбиной высокого давления и камерой сгорания низкого давления ГТУ мощностью 50 000 квт. Диаметр трубопровода 1300 мм, температура газа 600° С, давление 6 кГ/см2-, материал — сталь 1Х18Н9Т. Тепловое расширение трубопровода, равное 125 мм, воспринимается линзовым компенсатором с двенадцатью гофрами. Для равномерной нагрузки отдельных линз средняя часть трубопровода имеет собственные стяжки; таким образом, весь трубопровод состоит из трех отдельных участков с четырьмя гофрами каждый.

В изображенных на рис. 307, а я б компенсаторах гофры располагаются снаружи трубопровода и не создают дополни-

тельных сопротивлений движению потока. Зазор между трубопроводом и компенсатором должен быть выбран таким образом, чтобы при любых возможных перекосах не было защемления внутренней трубы гофрами, иначе возможны перегрузки отдельных линз. Схема компенсатора ГТУ фирмы Броун—Бовери показана на рис. 307, в. В этих компенсаторах внутри каждой линзы вварен короткий участок трубы, что исключает защемление гофр, но несколько увеличивает гидравлические потери на этом участке.

При высокой температуре рабочей среды работоспособность компенсатора может быть обеспечена с помощью его охлаждения. В ГТУ мощностью 5500 л. с. фирмы Бритиш Томпсон Хаустон компенсаторы перепускных газопроводов между турбинами высокого и низкого давления заключены во внешний герметичный кожух (рис. 307, г), в который поступает воздух из отбора компрессора высокого давления. Температура газа 530° С, давление его 3,2 ат.

Ряд технологических и конструктивных преимуществ перед линзовыми компенсаторами имеют компенсаторы тороидальные, изготовленные из тонкостенных труб, согнутых в кольцо. Тороидальные компенсаторы способны работать при более высоких давлениях, чем линзовые. На риє. 308 показан компенсатор конструкции Невского машиностроительного завода им. Ленина. Первоначально трубу компенсатора приваривали к обечайке двойным швом (узел Л); это резко повышало жесткость компенсатора и являлось причиной образования трещин в околошовной зоне торообразных элементов. Затем (узел Б) трубу стали сваривать с обечайками одним внутренним швом; при таком соединении напряжения в околошовной зоне в 2—2,5 раза ниже, чем в наиболее нагруженных участках тора. Недостатком торообразных компенсаторов является повышенная их жесткость.