Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 320

Необычно подключается пусковая паровая турбина судовой ГТУ мощностью 20 000 л. с, фирмы Дженерал — Электрик (см. рис. 26). В этой установке пусковая турбина мощностью 1000 л. с. постоянно соединена с валом турбокомпрессора и при работе установки непрерывно получает пар от утилизационного котла, расположенного в выпускном тракте ГТУ. Отработавший в пусковой турбине пар при противодавлении 0,35 ат подается к опреснительной и отопительной системам судна, после чего пар сбрасывается в конденсатор.

Турбостартеры. В авиационной практике для пуска мощных газотурбинных двигателей применяют компрессорные турбостартеры, представляющие собой ГТУ небольшой мощности. При одиовальном исполнении эта ГТУ должна быть снабжена гидравлической муфтой для плавного включения основного двигателя после того, как турбостартер наберет необходимое число оборотов. Кроме гидравлической муфты обычно предусматривается и механическое разобщение ведомого вала муфты с ротором турбокомпрессора. Если в установке предусмотрен двух- вальный турббстартер со свободной силовой турбиной, необходимость в гидромуфте отпадает. Турбокомпрессорные стартеры могут быть использованы не только в авиационных ГТУ, но и в стационарных или транспортных автономных установках, где отсутствуют внешние источники энергии для пуска.

В качестве пусковых двигателей для авиационных ГТУ используют также бескомпрессорные турбостартеры — высокооборотные турбины, на лопатках которых срабатывается перепад давлений какого-либо газообразного вещества. Один из турбо- стартеров с питанием от внешнего источника сжатого воздуха описан в разделе «Пневматические двигатели». Мощность такого стартера может быть значительно повышена, если воздух перед поступлением на лопатки турбины будет подогрет в камере сгорания. В связи с тем, что стартер работает несколько секунд, температура газа перед турбиной может быть поднята до 2000° С. Такой топливо-воздушный стартер применен в частности на турбореактивном двигателе «Эвон», который широко используется в стационарных ГТУ в качестве турбокомпрессора. Топливо-воздушный стартер мощностью 300—500 л. с. имеет массу немногим более 30 кг вместе со всеми пусковыми устройствами.