Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 305

Широкое применение нашли разобщительные муфты в ГТУ малой мощности особенно при транспортабельном их исполнении. В этих автономных ГТУ мощность пускового двигателя должна;

быть минимальной, поэтому муфты зачастую устанавливаются даже для привода генератора с тем, чтобы сократить момент инерции вращающихся масс.

Мощность, затрачиваемая на преодоление трения в подшипниках турбокомпрессора, редукционных передачах к приводному механизму и вспомогательным механизмам, а также непосредственно в деталях приводного механизма. Так как газотурбинные установки всегда приводят во вращение ротативные машины, то единственными трущимися парами являются подшипники (трением в сальниковых уплотнениях можно пренебречь). Затрата мощности на преодоление трения в подшипниках значительно меньше остальных составляющих пусковой мощности, однако при трогании с места, когда отсутствует масляный клин в подшипниках, ее удельный вес возрастает. Могут иметь место также специфические условия, при которых затраты мощности на преодоление трения в подшипниках и редукционных передачах резко возрастают, в частности, при пуске установки при низкой температуре окружающего воздуха и отсутствии подогрева масла. Радикальным способом уменьшения трения в подшипниковых опорах является применение подшипников качения вместо подшипников скольжения. Так, ГТУ «Сатурн» Т-1000 фирма Солар выпускает в двух модификациях. Стандартное ее исполнение — с подшипниками скольжения; для условий очень быстрого пуска (полный набор нагрузки за 10 сек с момента пуска) при особо низких температурах воздуха все опоры монтируют на подшипниках качения. В ГТУ с ручным пуском также обычно применяют подшипники качения.

Для уменьшения пусковой мощности может быть предварительно включено валоповоротное устройство, сообщающее ротору небольшое число оборотов. Двигатель валоповорота преодолевает инерцию покоя ротора и масляный клин в подшипниках в определенной степени сформировывается. После пуска стартера, когда число оборотов ротора возрастает, валоповоротное устройство автоматически выходит из зацепления с ротором.