Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 335

ными полосами из брезента ил4и иной прочной ткани в один или несколько слоев.

Для соединения выпускных патрубков с газоотводящими трубами и каналами применяют гибкие соединения из армированной теплостойкой ткани. На рис. 317 показана сильфонная муфта выпускного патрубка ГТУ G-6 мощностью 7500 л. с. компании AEI. Материал гибкого элемента — асбестовая ткань, армированная проволочной сеткой из нержавеющей стали. Это соединение было выбрано после неудачных попыток применить какие-либо иные компенсаторы.

Невский машиностроительный завод им. Ленина разработал конструкцию гибких компенсаторов для выпускных трубопроводов стационарных ГТУ. На металлические стенки сопрягаемых газопроводов 1 (рис. 318) на мастике накладывают последовательно три слоя асботкани 2 марки АТ-6, слой паронита 3, стальную сетку 4 и слой асботкани 5 марки АТ-7. Состав мастики — 60% молотого асбеста и 40% каолина на жидком стекле. К прямоугольным патрубкам ткань прикреплена накладками с болтами, к круглым патрубкам — хомутами. Длительная эксплуатация установок ГТ-700-4 и ГТ-700-5 подтвердила надежность работы компенсаторов при давлении до 1000 мм вод. ст. Осевая жесткость компенсатора составляет 50—60 кг на \ м периметра соединения [14].

В установках без утилизации тепла уходящих газов при малой протяженности выпускного тракта места стыка патрубка с газоотводящей трубой могут и не нуждаться в уплотнении: за счет эжекции потока уходящих газов через зазор между патрубком и трубой подсасывается воздух из машинного зала. Эффект

подсоса может быть использован для вентиляции помещения (рис. 319) или охлаждения установки. В корабельной ГТУ G-2 фирмы Метро — Виккерс весь двигатель, начиная от камер сгорания до выпускного патрубка, заключен в легкий кожух; вследствие эжекции струи выпускных газов между двигателем и кожухом просасывается охлаждающий воздух, который смешивается с газовым потоком в дымовой трубе корабля. На аналогичном принципе основано соединение выпускного трубопровода с дымовой трубой в стационарной ГТУ мощностью 10 000 квт фирмы СТАЛ (рис. 320). У основания дымовой трубы между выпускным трубопроводом и трубой имеется зазор по периметру, через который подсасывается воздух. Скорость газа в этом месте около 25 м/сек. Эжектируемый воздух засасывается из машинного зала через нижнюю часть обшивки агрегата, омывает турбокомпрессор и выпускной патрубок турбины и далее проходит в зазоре между бетонным боровом и выпускным трубопроводом к основанию дымовой трубы. Этим обеспечивается эффективная внешняя изоляция агрегата и сводится к минимуму выделение тепла в машинный зал.