Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 298

Обычно в регенераторах применяют два типа уплотнений — скользящие и с зазором. Скользящие уплотнения представляют собой башмаки, изготовленные из антифрикционного материала, прижимаемые к ротору регенератора усилием пружин или давлением рабочего воздуха. При автоматическом регулировании силы прижатия башмаков в зависимости от давления воздуха достигается минимальный износ уплотнений. В дисковом регенераторе, изображенном на рис. 290, прижим башмаков уплотнений осуществляется давлением воздуха. Для улучшения прилегания башмаков ко всей поверхности трения при температурных деформациях ротора и статора каждая полоса уплотнений имеет несколько башмаков с индивидуальным нажатием.

Интенсивность износа уплотнений зависит от материалов элементов, от структуры матрицы и от смазки поверхности трения. Для понижения коэффициента трения используют жидкие и консистентные высокотемпературные смазки на базе графита и кремния. (Температура элементов уплотнения обычно составляет 300—400°С.) Однако применение смазки может вызвать засорение ячеек матрицы. Поэтому большой популярностью пользуются материалы, имеющие низкий коэффициент трения в сухом состфшии типа медно-графитовых соединений или сульфида молибдена в комбинации с фосфатированной сталью. В некоторых случаях для интенсивного отвода тепла от уплотнений трущиеся пластины изготовляют полыми с наполнителем из натриевых или калиевых солей, обладающих высокой теплопроводностью.

Большую стабильность имеют уплотнения с гарантированным зазором — в них отсутствуют трущиеся элементы. Минимальный зазор можно поддерживать механическим путем с помощью дис- танционирующих роликов или автоматически, воздействием на башмак импульса от гидравлической, электрической или воздушной системы. На рис. 292 показано саморегулирующееся уплотнение дискового регенератора фирмы Крайслер с импульсом от воздушной системы. В статоре 3 расположен башмак 2, прижимающийся к ротору I давлением воздуха в сильфоне 4. В поверхности трения башмака имеется отверстие а, через которое воздух со стороны высокого давления проникает внутрь башмака и по отверстию в штоке 5 проходит в сильфон. Через малое калиброванное отверстие б небольшое количество воздуха постоянно удаляется в атмосферу. При повышенном зазоре между башмаком и ротором через отверстие а в сильфон устремляется большее количество воздуха, чем стравливается через отверстие б, и башмак прижимается к ротору. При слишком малом зазоре воздух из сильфона выходит через отверстие б и башмак отодвигается от ротора. Соответствующим подбором сечений отверстия б определяется необходимый зазор в соединении.