Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 315

На рис. 294 представлена схема системы пуска ГТУ мощностью 40 000 кет. Поршневой компрессор подает воздух под давлением 50 ат в баллоны. В период пуска воздух редуцируется до 11,5 ат и поступает к соплам инжектора. При истечении воздуха из сопел в диффузоры подсасывается воздух из трубопровода в отношении 3 : 1. Таким образом, через компрессор высокого давления проходит четырехкратный расход воздуха. При работе инжектора основной трубопровод перекрывается лепестковым клапаном с пневматическим сервоприводом. Емкость баллонов обеспечивает двукратный пуск установки без подзарядки. Расход воздуха на один пуск составляет 250— 260 кг. Этот тип пускового устройства обеспечивает мощность 1000 кет на валу каждого турбокомпрессора. В ГТУ мощностью 10 000 кет емкость баллонов допускает трехкратный последовательный пуск.

Система воздушно-инжекторного пуска наряду с автономностью и обеспечением быстрого пуска имеет еще одно положительное качество — установка в течение всего пускового периода управляется собственным регулятором, поддерживающим постоянную величину ускорения и постоянную температуру перед турбиной, что сводит к минимуму напряжения в металле. Сжатый воздух из баллонов после его редуцирования используется в качестве рабочего тела для сервопривода отдельных механизмов, для очистки компрессора и турбин, для охлаждения форсунок после остановки машины и для других целей.

Гидродвигатели. Пуск ГТУ с помощью гидродвигателей весьма целесообразен, так как размеры и масса собственно гидродвигателя невелики. Благодаря компактности гидродвигателя облегчается его компоновка в составе ГТУ, а относительно низкие числа оборотов по сравнению с пусковыми турбинами исключают необходимость в дополнительных понижающих передачах.