Ю.М.Ковальчук. Основы проектиров. и технология изготовл. абразивного и алмазного инструмента. Страница 66

Подача шихты в печь производится равномерно в течение всей плавки в соответствии с установленным графиком загрузки.

Процесс плавки ведут с закрытым колошником, что позволяет уменьшить тепловые потери и способствует прогреванию шихты отходящими газами. Контроль за процессом направления блочков карбида бора производится по скорости подъема электродов. За 30— 40 мин до окончания плавки прекращают загрузку шихты, а за 15—20 мин до отключения печи снижают мощность. Процесс плавки заканчивают после полного проплавлення шихты на колошнике.

После окончания плавки осуществляют разборку печи и выгрузку спека и блочков карбида бора. Из-за высокой вязкости карбида бора он образуется непосредственно под электродами, и в ванне печи при разборке обнаруживают три блока, или так называемые карандаши, скрепленных спеком, представляющим собой сплавленную смесь борного ангидрида и углеродистого материала. Извлеченные из печи блочки карбида бора остывают 8—10 ч, после чего их передают для дробления и сортирования. Разбраковка куска карбида бора ставит своей целью разделение наплавленного продукта по сортам. Очищенные с поверхности блочки разбивают на куски и

разделяют по сортам в зависимости от размера кристаллов, цвета и т. п. Предварительно разбракованный кусковой продукт подвергают дроблению до получения кусков размером 20 мм, затаривают и направляют в цех производства шлифовальных материалов. На 1 т карбида бора расходуется 4—5 т борной кислоты, до 1,5 т нефтяного кокса и 19—20 тыс. кВт-ч электроэнергии.

§ 9. технологические процессы производства синтетических алмазов и других сверхтвердых материалов

В основе промышленного производства синтетических алмазов и КНБ лежат способы, основанные на полиморфном превра- . щении графита в алмаз и гексагонального нитрида бора в кубический, осуществляемые в области термодинамической стабильности алмаза и КНБ, т. е. при воздействии на исходный материал соответствующего высокого статического давления и температуры в присутствии катализаторов.