Ю.М.Ковальчук. Основы проектиров. и технология изготовл. абразивного и алмазного инструмента. Страница 218

содержанием алмазов (кар) — общим числом всех алмазов, заложенных в матрицу:

насыщенностью алмазами, определяемой числом алмазов, приходящихся на единицу площади торца коронки (шт/см2), или массой алмазов (кар) в единице объема алмазоносного слоя матрицы, (см3); средняя насыщенность алмазами буровых коронок 13- 50 шт/см2;

схемой укладки алмазов (радиальная, спиральная, концентрическая, в шахматном порядке и др.), которая зависит от физико- механических свойств горных пород, конструкции буровой коронки и других параметров (рис. 7.3).

Большое значение для эксплуатации буровых коронок имеет выступание алмазов из тела матрицы. Для мягких пород, налипающих и слабосцементованных, выступание алмазов над матрицей коронки должно быть максимально возможным и составлять 25 %

его диаметра. Для твердых пород эта величина может быть минимальной — 10 % и менее. Выступания подрезных алмазов должны быть не более 15 % их диаметра.

В зависимости от схемы размещения алмазов буровые коронки делят на три основных типа:

однослойные, предназначенные в основном для бурения в горных породах категорий VI—IX буримости с расположением алмазов массой 0,5—1/60 кар в одном поверхностном слое матрицы (рис. 7.4, а);

многослойные, предназначенные для бурения в горных породах категорий IX—XI буримости, с расположением алмазов по высоте

матрицы несколькими параллельными слоями (не более пяти-шести); алмазные кристаллы одного слоя расположены в промежутках между кристаллами соседнего слоя, что обеспечивает самозатачиваемость коронки при

бурении (рис. 7.4, б); объемные алмазы применяют массой 1/60— 1/120 кар, подрезные — 1/30—1/60 кар;

импрегнированные, предназначенные для бурения твердых и очень твердых горных пород категорий X—XII буримости с равномерным распределением в матрице объемных алмазов массой 1/90— 1/120 кар (рис. 7.4, в); подрезные алмазы укладывают по тем же схемам, что и в однослойных коронках; масса подрезных алмазов 1/30— 1/60 кар.