ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 1

Инженер-полковник ЖОВИНСКИЙ Н. Е.

КАНДИДАТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ

ГЛАВА ПЯТАЯ

РАДИАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ

§ 53. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

На самолетах имеются радиаторные установки для обеспечения охлаждения: воды (при двигателях жидкостного охлаждения), масла и воздуха (если высотность двигателя превышает 7—8 км).

Радиаторная установка состоит из радиатора с креплениями, туннелей, капотов и управления заслонками.

В зависимости от расположения радиаторной установки, меняются очертание радиатора, эффективность охлаждения и лобовое сопротивление.

Основными требованиями, предъявляемыми к радиаторным установкам, являются: обеспечение потребного охлаждения при полете на разных режимах и высотах и в условиях различных температур окружающего воздуха, при минимальной потере скорости за счет охлаждающих установок, небольшом их весе и габаритах.

Часто общая компоновка самолета зависит от размещения радиаторных установок. На самолетах устаревших конструкций радиаторы размещали выступающими из очертаний самолета; на современных самолетах стремятся к расположению радиаторов внутри самолета с заборниками для воздуха, размещенными в зоне высокого давления, и выходными участками туннелей в зоне разрежения.

Плохо осуществленная радиаторная установка может привести к резкому ухудшению летно-тактических данных самолета, к возрастанию веса самолета, снижению скороподъемности и к усложнению условий зксплоатации самолета на земле и в воздухе. Поэтому большое внимание должно быть уделено разбору тех факторов, от которых зависит осуществление хорошей радиаторной установки, обеспечивающей надежное охлаждение при минимальных потерях скорости. В табл. 16 приведен расход мощности на преодоление лобового сопротивления двух современных самолетов с сравнительно небольшими скоростями и мощностями двигателей, без радиаторов для охлаждения воздуха.