ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 5

Носовой пластинчатый радиатор (рис. 202) состоит из ряда пластин, внутри которых проходит вода. Для уменьшения внешних и внутренних потерь радиатор заключен в капот. Регулирование температуры охлаждающей воды достигается выдвижением специального кока, изменяющего сечение для прохода воздуха. Кок перемещается приводом из кабины летчика. Указанная конструкция радиатора применяется редко, так как прочность его недостаточна и регулировка входной щели для воздуха не приводит к уменьшению лобового сопротивления радиаторной установки при полете на больших скоростях.

Крыльевые радиаторы плоского типа крепятся поверх обшивки, образуя профиль крыла, поэтому дополнительное ло

бовое сопротивление при этом типе радиаторов отсутствует. Такие радиаторы для военной авиации непригодны вследствие большой уязвимой площади. Кроме того, возрастает вес крыла, возможно замерзание воды, появление трещин и т. д.

Поверхностные радиаторы даже при испарительном охлаждении, несмотря на преимущество в отношении отсутствия дополнительного лобового сопротивления, не находят применения. Самолет Хейнкелъ-100, который строился для побития рекорда скорости, с испарительным охлаждением и конденсаторами, расположенными по крылу, оказался непригодным

для эксплоатации в зимних условиях, не говоря уже о поражаемое™ и живучести системы.

Радиаторы, как было указано ранее, могут применяться для охлаждения воды, масла и воздуха.

Для охлаждения воды и масла применяются сотовые радиаторы или другие перечисленные типы. Для охлаждения воздуха сотовые радиаторы не применимы, так как создают слишком большие сопротивления протоку горячего воздуха между трубками.

По роду охлаждающей среды радиаторы могут быть:

— в о з д у ш н о-в о д я н ы е, в которых воздух охлаждает воду; это обычные водяные радиаторы;