ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 59

Выхлопные газы могут быть использованы для обогрева кабин, подогрева воздуха, входящего в карбюратор, и других целей. При использовании их для подогрева изготовляют подогреватели, охватывающие выхлопные коллекторы. Между подогревателем и выхлопным коллектором проходит воздух, подогреваемый до необходимой температуры. Для заполнения баков выхлопными газами в коллектор вваривают заборную трубку, установленную перпендикулярно потоку газов. Из этой трубки отработанные газы по системе заполнения попа

дают в бензиновые баки. Для газоанализаторов газы забираются из выхлопных коллекторов двумя трубками, из которых одна приварена к коллектору, а другая, -входя внутрь коллектора, направлена перпендикулярно потоку газов.

Доступ к выхлопным коллекторам должен быть легким. Срок службы выхлопных устройств невелик, поэтому замена коллекторов или патрубков должна осуществляться быстро.

На рис. 278 показан выхлопной коллектор V-образного двигателя, в котором выход газов расположен против крыла, что вызвало необходимость значительно удлинить коллектор и обеспечить ему дополнительную опору на крыле.

Отработанные газы имеют высокую температуру и большую скорость. Использование энергии вытекающей массы газов может дать большой прирост тяги. Хорошо подобранное сечение выхлопного патрубка и направление газов против полета дает реактивный эффект, составляющий 10% от располагаемой мощности, а на больших высотах выигрыш может быть еще больше.

На рис. 279 изображен выхлопной коллектор звездообразного двигателя, выполненный из ряда секций, соединенных между собой стяжными муфтами-хомутами. Внутрь данного коллектора введена труба для подогрева воздуха, поступающего в карбюратор. Выход для газов сделан общим из всего коллектора.