ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 100

Однако даже наличие обратной связи в данном регуляторе не предохраняет систему от колебаний в процессе работы регулятора и приводит к колебаниям заслонок радиатора.

Автоматический пропорциональный регулятор с электроприводом для управления заслонками радиатора

На рис. 326 показана электрическая схема автомата управления заслонкой маслорадиатора при полностью втянутом ходовом винте. Реверсивный мотор питается от самолетной сети постоянного тока напряжением 24 в. Тумблерь установленный в кабине летчика, имеет четыре положения: «выключено», «автомат», «открытие» и «закрытие». Последние два положения служат для ручного управления заслонкой в случае выхода из строя автомата. Ходовой винт автомата соединен с заслонкой радиатора. Зона пропорциональности в данной автомате равна IO0 Ц.

При установке тумблера (в кабине) в положение «выключено» электрическая цепь разрывается и заслонка благодаря самотормозящейся передаче от электромотора фиксируется в положении, при котором произошло выключение автомата.

В положении тумблера на «закрытие» ток поступает через лицевой выключатель 5 к обмотке 15 электромотора 13. Вращение электромотора через редуктор передается гайке 12 ходового винта 10, который, выдвигаясь, закрывает заслонку. Червячная резьба на гайке 12 передает вращение валику 7, на котором имеется кулачок 6. Передаточное число от гайки 12 к валику 7 подобрано так, чго при полном выдвижении ходового винта валик 7 поворачивается менее чем на один оборот. В крайнем положении ходового винта кулачок 6 размыкает концевой выключатель, в результате чего заслонка фиксируется в полностью закрытом положении. При положении тумблера на «открытие» электромотор будет работать до тех пор, пока заслонка полностью не откроется. Рассмотрим работу автоматического регулятора по управлению заслонкой радиатора. Чувствительный элемент — термопатрон/ помещается в магистраль маслосистемы. Капиллярная трубка, заполненная низкокипящей жидкостью, соединена с мембраной 2. В зависимости от температуры изменяется давление в мембранной коробке, что приводит к прогибу мембраны. Мембрана системой рычагов соединена с центральным контактом 3 термостата. При падении температуры масла мембрана прогибается вниз и центральный контакт замыкается с нижним рабочим контактом. Ток проходит в правую катушку реверсивного электромагнитного реле 4 с механической блокировкой и далее через концевой выключатель 5 — на массу. Притянутое правое плечо реле замыкает одновременно три контакта. Через контакты термостата ток к электромотору не идет: термостат служит для включения реле. После включения реле ток через центральный контакт правого плеча поступает к двум боковым контактам. От левого контакта ток пойдет через концевой выключатель к электромотору и ходовой винт 10 начнет выдвигаться, прикрывая заслонку. От правого контакта ток пойдет через прерыватель 8 в катушку реле и затем через концевой выключатель на массу.