ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 60

На рис. 280 показан выхлопной коллектор, установленный на самолете «Тандерболт», состоящий из коллектора /, патрубка 2 перепуска выхлопных газов, выхлопного трубопровода 3 и патрубка 4, служащего для присоединения к турбокомпрессору. На данном самолете выхлопные газы используются для вращения газовой турбины турбокомпрессора, расположенной в конце фюзеляжа.

Так как в отработанных газах имеются пары воды, то коллекторы подвергаются коррозии и часто перегорают, поэтому при послеполетном осмотре обязательна проверка крепления коллектора и его состояния.

Болтовые соединения фланцев выхлопных коллекторов, посредством которых последние крепятся к фланцам двигателя, необходимо смазывать графитной мазью. Графит

устраняет заедание гаек на болтах и ускоряет снятие патрубков.

На многих самолетах применяются индивидуальные выхлопные патрубки. Чтобы уменьшить лобовое сопротивление патрубков, вокруг них устанавливается кожух, в который направляется встречный поток воздуха. Для лучшего использования силы реакции следовало бы направить выхлопные газы по потоку, но это привело бы к тому, что патрубки пришлось бы разносить далеко от мест крепления; при таком расположении выхлопных коллекторов увеличивается лобовое сопротивление, что значительно снижает общин выигрыш в реактивной мощности. Для уменьшения лобового сопротивления в некоторых конструкциях (рис. 281) выхлопные газы направляют под некоторым углом к направлению полета. При этом используется не вся энергия отработанных газов, так как часть силы направлена перпендикулярно потоку. Б данном примере направление выхлопных коллекторов с линией полета составляет 20°. Для обдувки выхлопных патрубков они заключены в кожух с общим окном • для выхода газов. Переходы в коллекторах должны выполняться плавными для уменьшения потерь энергии в самом патрубке. В патрубках, показанных на рис. 281, площадь для выхода газов составляет 56% от площади входа. Индивидуальный патрубок выполняется из двух частей, сваренных между собой (рис. 282); к патрубку приваривается фланец для крепления к двигателю. Несколько меньшие по: тер и в выхлопном патрубке получаются при более плавном очертании его.