ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 28

На рис. 233 показана схема масляного радиатора с шунто- вым устройством. При протекании масла большой вязкости

гидравлическое сопротивление радиатора возрастает, шунго- вой клапан открывается и перепускает масло мимо радиатора в бак.

При низкой наружной температуре воздуха теплоотдача; радиатора возрастает. Теплоотдача от радиатора зависит

также от скорости обдува: чем выше скорость обдува,, тем интенсивнее отдается, тепло от масла к охлаждающему воздуху.

В зависимости от очертания носовой части капота скорости воздуха в различных местах по высоте и ширине радиатора будут разные. На рис. 234 показаны схема течения воздуха во входной части капота и распределение скоростей при нескольких вариантах очертания внутренней поверхности капота. Как видно из данных кривых, скорости воздуха в разных местах радиатора будут различны. В местах, обдуваемых с большими скоростями, теплопередача возрастает,

SO 0 следовательно, в этих местах температура масла снижается на большую величину, чем в местах, обдуваемых с меньшими скоростями. При снижении температуры масла в некоторых участках радиатора, в других скорость должна возрасти, что приводит к увеличению сопротивления радиатора. Так как шунтовой клапан отрегулирован на определенное давление, то возросшее давление масла приоткроет клапан и часть масла начнет поступать мимо радиатора. Тогда к радиатору будет подводиться меньше тепла, следовательно, произойдет еще большее снижение температуры в каналах, обдуваемых большими скоростями. Сопротивление радиатора еще больше возрастет и шунтовой клапан будет перепускать значительное количество масла мимо радиатора. Так как часть неохлажденного масла попадает в бак, температура масла в системе возрастает. Для снижения температуры масла летчик открывает заслонку капота, увеличивая расход воздуха через радиатор. Вследствие этого увеличивается отвод тепла от радиатора, что в свою очередь приводит к загустеванию масла в части сот, а при очень низких температурах может привести к застыванию масла и к разрыву маслорадиатора.