ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 93

Регулятор вязкости масла поддерживает определенное значение вязкости, что имеет большое значение для правильной эксплоатации двигателя. Установка регуляторов вязкости на радиаторах предохраняет радиаторы от разрыва при запуске и ускоряет процесс разогрева системы в зимних условиях. Целесообразна также установка регулятора вязкости при применении разжижения масла бензином.

Кроме регуляторов, в маслосистемах применяются термостаты и шунтовые клапаны. В качестве примера рассмотрим работу шунтового клапана, установленного на одном из самолетов.

Шунтовой клапан маслосистемы пружинного типа

Как было указано ранее, на некоторых самолетах устанавливают шунтовые устройства клапанного типа, принцип работы которых заключается в том, что прр движении масла низкой температуры и высокой вязкости возрастает сопротивление радиатора. Если клапан установлен на входе в радиатор, то при повышении сопротивления радиатора сверх усилия затяжки пружины клапана клапан отжимается, открывая доступ маслу, кроме радиатора, в бак или в обогревательную рубашку радиатора.

На рис. 320 показан шунтовой клапан пружинного типа, отрегулированный на определенное давление. Шунтовой клапан состоит из клапанов 1 к 4, направляющих масло в бак; клапан 2 направляет масло в радиаторы, которых на самолете два. Клапан 1 прижимается к седлу пружиной с за-

тяжкой в 4,2 кг!см2. Отверстие клапана прикрывается шайбой 3, на которую действует слабая пружина. Снизу клапан 1 может закрываться клапаном 4, который в спокойном положении несколько отходит от клапана 1.

При запуске двигателя масло поднимает шайбу 3 и через центральное отверстие клапана I поступает в магистраль, ведущую в бак. Так как масло проходит мимо радиатора, ускоряется прогрев масла.