ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 61

У патрубка, изображенного на рис. 282, радиус по средней линии больше удвоенного гидравлического диаметра и сечение выхода эллиптической формы.

Соединение отдельных частей выхлопного коллектора, общего для целого блока двигателя, изображено на рис. 283.

На рис. 284 видны выхлопные реактивные патрубки. На некоторых самолетах выхлопные патрубки устанавливают в капоте с заборниками для протока воздуха (рис. 285).

§ 76. РАСЧЕТ РЕАКТИВНОГО ВЫХЛОПНОГО ПАТРУБКА

Сила реакции вытекающего из выхлопного патрубка газа определяется из уравнения количества движения так же, как и для реактивных двигателей:

где P— реактивная сила в кг;

Mceii— секундная масса отработанных газов в кгсек21м\

g-— ускорение силы тяжести в м/сек2\ Gcpk — секундный расход газа в кг/сек\ Ca—скорость газа в выходном сечении коллектора в м/сек.

При использовании силы реакции отработанных газов скорость полета самолета должна возрасти на величину AVmax_ Воздушный винт на режиме максимальной скорости полета развивает тягу

где 7) — коэфициент полезного действия винта.

Выхлопной патрубок увеличивает тягу на величину Силы реакции, и суммарная мощность может быть определена так:

Так как приращение скорости AV не превышает 2—3% от максимальной скорости полета, пренебрегаем членами с множителем AV1 тогда

и реактивная мощность, не приведенная к мощности двигателя, будет

Как видно из полученного значения, реактивная мощность будет тем больше, чем больше скорость полета и скорость газов на выходе из патрубка.

Для увеличения скорости выхлопных газов нужно уменьшать выходное сечение патрубка, что приводит к возрастанию противодавления на выхлопе и к падению мощности двигателя. Для нескоростных самолетов увеличение скорости газов Ca не приведет к увеличению скорости полета, так как потеря мощности двигателя за счет противодавления на выхлопе будет больше реактивной мощности.