ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 8
Вопрос о том, как определяется тепло, которое нужно отвести от двигателя, освещен в главе IV «Жидкостное охлаждение авиационных двигателей».
От масла должно быть отведено от 25 до 45 кал тепла с каждой лошадиной силы мощности двигателя за 1 час. Более точные величины имеются в данных соответствующих двигателей. Однако в двигателях жидкостного охлаждения при повышении темйературы воды возрастает теплоотдача в масло, так как при этом растет температура смазываемых деталей.
Средняя температура жидкости в радиаторе
где t — температура жидкости на входе в радиатор;
— температура жидкости на выходе из радиатора.
Температура воздуха на входе в соты радиатора выше температуры наружного воздуха вследствие того, что воздух до поступления в соты тормозится, скорость его падает, а давление возрастает.
Так как радиатор должен обеспечить отвод тепла при температуре воздуха на уровне земли +30° Ц, то температура воздуха на высоте определится так:
где H — высота полета в км, а 6,5 — коэфициент снижения температуры воздуха на каждый километр высоты (до высоты 11 км).
Подогрев воздуха за счет сжимаемости его перед фронтом радиатора может быть определен так: работа, которую
V2
несет с собой 1 кг воздуха при скорости полета V0, равна
При торможении до скорости, равной нулю, вся эта работа переходит в тепло. Помножив работу на тепловой эквивалент работы, т, е. наполучаем количество калорий, выделившихся при торможении воздуха. Если это тепло поделить на теплоемкость воздуха Cp , то получится величина подогрева воздуха при торможении:
где g— ускорение силы тяжести 9.81 м/сек2;
Cp = 0,241 кал/кг °Ц.
При скорости 150 м/сек воздух подогревается на 11,25° Ц, а при скорости 200 м/сек — на 20° Ц, иначе говоря, для охлаждения радиатора в него поступает воздух, уже основательно подогретый от торможения.