ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 58

ГЛАВА, ВОСЬМАЯ ВЫХЛОПНЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 75. КОНСТРУКЦИЯ ВЫХЛОПНЫХ ПАТРУБКОВ

На современных самолетах отработанные газы отводят от двигателя при помощи выхлопных устройств. Отводимые от двигателя газы имеют температуру 700—750° Ц, поэтому они не должны омывать поверхности самолета. Выходные сечения выхлопных устройств должны отстоять от поверхностей самолета с фанерным покрытием на 80—100 мм, а с дуралю- миновым покрытием — не менее чем на 40 мм. В том случае, когда выхлопные газы направляются в турбокомпрессор, необходимо поверхности самолета, омываемые отработанными газами из турбокомпрессора, покрывать специальными металлическими листами.

Выхлопные устройства выполняются или в виде коллекторов, объединяющих несколько выхлопных патрубков, или в виде отдельных патрубков, прикрепляемых к каждому выхлопному окну двигателя. Отводимые от двигателя газы не должны проникать в кабину, так как они содержат соединения СО, свинца и могут вызвать отравление экипажа. Материалом для выхлопных коллекторов являются жаростойкие стали. Выхлопные коллекторы или отдельные патрубки изготовляются из листового материала; отдельные элементы их соединяются при помощи сварки. Длина коллектора должна быть возможно' меньшей, чтобы изменения температур не вызывали в нем трещин; для этой цели отдельные элементы коллектора соединяются при помощи муфт, стягиваемых специальными хомутами.

При большой длине выхлопных коллекторов устанавливаются специальные узлы для их крепления к самолету. Толщина листового материала, из которого изготовлены коллекторы, обычно не превышает 1,5 мм. В зависимости от типа двигателя применяются выхлопные устройства различной конфигурации. Звездообразные двигатели имеют общий выхлопной коллектор с одним или двумя патрубками для отвода газов. Так как в звездообразном двигателе выхлопной коллектор располагается внутри капота, то должна быть обеспечена его обдувка охлаждающим воздухом.