Лапоть

Рис. 79. Соломенных петушок, ритуальное изображение «Жар-птицы». Вариант.

Соломенные птицы могут быть как стоящими на двух ногах (или на одной ноге-подставке), так и подвесными, изящно паря и покачиваясь на ниточке под потолком. Малейшие токи воздуха заставляют эти легкие, парящие в воздухе поделки непрестанно вращаться и покачиваться, мерцая золотистым

 

блеском. Глядя на них, невольно вспоминаешь «Жар-Птицу» русских сказок, — не исключено, такую же соломенную поделку, сжигаемую в какой-то мо­мент ритуального служения.

Лапоть

Разумеется, речи не идет о воскрешении древнего лапотного промысла или даже введении в быт нового типа домашних тапочек. Ни в том, ни в дру­гом качестве лапоть не прижился, соответствующие попытки делались — и оказались безуспешными. Речь идет только о сувенирной имитации лаптя; этим нехитрым плетевом может быть оплетена пепельница либо карандашница на вашем столе.

 

Рис. 81. Схема переплетения волокон в лапте

Лапоть в старину плели не только из липового лыка (лычники), но и из мочала (мочалыжники), из коры ракиты или ивы (верзки, ивняки), из тала (шелюжники), коры вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тонких корней (коренники), из драни молодого дуба (дубачи), из пеньков оческов или веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конских грив и хвостов (волосянники), наконец из соломы (соломенники). Лапоть плелся в 5-12 «строк», то есть лент, лыка. Профессионалы плели его на колодке, с использованием кочедыка, то есть специального железного крючка. Лапоть состоит из подошвы, головашки, то есть носковой части, ушника или обешника, то есть каймы, по бокам и запятника; концы ушник, связанные на запятнике, об­разуют оборник, петлю, в которую продеваются оборы, обмотки, которыми (в переплет накрест до колена) подвязывали портянки, шерстяные подвертки. Даль дает неисчерпаемый список синонимов лаптя: капцы, какаты, калти, бахилки, коверзни, чуйки, постолики, шептуны, бахоры, ступни, босовики, то- пыги...