Соломенная кукла

 

Рис. 75-76. Плетение винтовых декоративных плетежков в четыре и шесть соломин. Вид сбоку.

Чем больше соломин использовано в плетении, тем круче завивается и тем плотнее (и толще) получается плетеный шнур. Он весьма пластичен, его можно изгибать, во все стороны, выкладывать его по любому контуру, что широко используют в изготовлении декоративных поделок, например, шкату­лок из соломки. Обычно «шнур» делают на каркасе — из соломин (одной или нескольких), ивового прута либо металлической проволоки.

Витую плетенку можно в процессе плетения до некоторой степени расширять или сужать, образуя жгут переменной толщины. Это достигается за счет укладки соломин: каждый последующий поворот делается чуть раньше, чем предыдущий. Это «чуть» очень важно; о всяком случае, оно должно быть од­ним и тем же на всем протяжении плетежка; где производится утолщение (или утоньшение). Тогда такой переход выглядит аккуратным.

Если витую плетенку сделать достаточно большого диаметра, а затем растянуть за концы, ее длина увеличится, а диаметр, соответственно, уменьшит­ся. Такие плетенки выглядят легкими и ажурными.

Винтовые плетежки чаще всего плетут не из отдельных междоузлий, а из целых соломин. При наращивании заканчивающейся соломины, надев рас­труб новой на тонкий конец старой, для прочности затягивают образовавшийся стык обычным одинарным узлом.

Соломенная кукла

Когда-то по весне в каждой деревне на Масленицу делали, а потом сжигали большую соломенную куклу «Мару» или «Кострому». Ныне внешнюю кан­ву обряда пытаются воскресить в телешоу, но без особого успеха: намного привлекательнее для зрителей совсем другие «Куклы» и другие варианты риту­альных сожжений. А вот небольшие соломенные куколки остались в моде по сей день — не как детские игрушки и уж тем более не как культовые объек­ты, а как этнографические сувениры. Творческий поиск мастеров направлен на то, чтобы предельно лаконичными средствами соломенного плетения выразить "Русскую Идею". Практически решение этой задачи сводится к отысканию способов передачи нужных этнических, национальных, бытовых, а подчас и религиозных аксессуаров средствами соломенной пластики.