Архитекторов «Набережной Европы» обескрылил высотный регламент (ФОТО)

Градостроительный совет одобрил проект фасадов зданий «Набережной Европы». Однако некоторые эксперты пришли к выводу, что из-за ограничений по высоте здания создают срезанную небесную линию, что несвойственно для Петербурга. По их мнению, в данном случае высотный регламент только мешает, а не защищает исторический город.

Работой над проектом «Набережной Европы» занялись сразу 12 авторов. Архитекторы Евгений Герсимов и Сергей Чобан предложили в одном месте собрать лучшие образцы современной европейской архитектуры. По словам генпроектировщиков, с такой задачей «в одну-две руки» просто невозможно было справиться, поэтому было решено работать по принципу одно здание – один автор.

Впрочем, петербургские мастерские не стали себя ограничивать жилыми корпусами. Архитектурное бюро «Нпс чобан фосс» занялось также зданием торгово-офисного центра, а ООО «Евгений Герасимов и партнеры» - зданием отеля.

 

 

 

Вид со стороны Невы авторы позаимствовали у набережной Макарова, расположенной напротив строящегося участка. Как отметил Чобан, расположение домов ритмически  полностью с ней совпадает. Еще одна особенность этого проекта – здания, идущие от набережной к площади «Звезд российского балета», от неоклассики сменяются современной архитектурой. Авторы считают, что это вполне логично, так как на самой площади разместится Дворец танца, который уже получил статус первого образца современного зодчества в исторической части Петербурга. Такую смену стилей уже поддержал главный архитектор города Юрий Митюрев.

«Когда проект был еще на стадии конкурса, мы его подержали, так как одним из аргументов стало участие разных европейских архитекторов. Таким образом, удается создать иллюзию поэтапной застройки, которая была свойственна для Петербурга в дореволюционное время», - отметил он.

Над фасадами зданий работали мастера из Германии, Голландии, Италии. Домами на набережной займутся Архитектурное бюро «Патцчке и Партнеры», Архитектурное сообщество «Криер и Коль», Архитектурное бюро «Лангкхоф», «Герасимов и партнеры», «Нпс чобан фосс». Внутриквартальная застройка досталась архитектурным бюро «ABDR», «Чинно Цукки», «ван Егераат», «Ортнер и Ортнер», «Нальбах и Нальбах», «Кальфельд архитекторы», «Хильмер, Саттлер и Альбрехт».

По словам Чобана, фасады всех зданий будут выполнены из натурального камня, а остекление не должно превышать 60%. Высотность по карнизу составит 23 метра, максимальная высота здания не превысит 28 метров. Большинство домов выполнено в строгом стиле с членением на ризолиты.

Однако есть авторы, которые решили поэкспериментировать. Так, например, архитектурное бюро «Нальбах и Нальбах» предложило сочетание камня с бронзовыми элементами. Бюро «Герасмов и партнеры» разместили на своем объекте окна по принципу картинной развески. В этом приеме рецензент проекта Юрий Курбатов отметил присутствие ассоциативности с интерьерами дворцов Петербурга.

В целом Градостроительный совет поддержал проект, однако были и те, кто указал на недостатки. Архитектор Юрий Земцов посчитал, что квартал слишком массивно застроен. И если бы со стороны площади у зданий появились арки, это помогло бы расширить пространство. Генпроектировщики объяснили такое решение желанием заказчика сделать дворы более интимными. Между тем, эксперт убежден, что это обычное стремление максимально застроить территорию.

«Я изначально был против массивной застройки этого квартала. Создается впечатление единого монолита. В конкурсном варианте авторы попытались уйти от этого. Однако, видимо, заказчику необходимо «выжать» максимальное количество площадей», - добавил он. Некоторые фасады также не вызвали у архитектора одобрения. По его мнению, мастера обратились к эклектике, от которой в Петербурге всегда пытались уйти.

Критично оценил предложенный проект архитектор Святослав Гайкович. Он отметил, что участие разных авторов поможет обеспечить разнообразие. Однако над некоторыми фасадами еще придется поработать. Так, например, он считает, что работа немецкого архитектурного бюро «Патцчке и партнеры» вовсе не украсит набережную.

Но главной претензией оппонентов стала срезанная линия, которую создают карнизы зданий. Эксперты заявили, что всем известной петербургской небесной линии свойственна силуэтность и разнообразность. Между тем, вид «Набережной Европы» не спас даже виднеющийся купол Князь-Владимирского собора.

Генпроектировщики, в свою очередь, пояснили, что из-за ограничений высотного регламента они не смогли внести разнообразие. На это авторы получили неожиданный комментарий со стороны архитектурного сообщества. Эксперты пришли к выводу, что иногда ограничения по высоте все-таки не защищают историческую часть города, а наоборот наносят урон. Кроме того, именно неожиданные отступления от норм привели к появлению уникальной небесной линии. Кстати с тем, что «над карнизами надо подумать и доработать», согласился и главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев.

Напомним, на территории площадью 9,9 га в границах проспекта Добролюбова, набережной Малой Невы, переулка Талалихина, западной границы площади Академика Лихачева в Петроградском районе появится около 440 тыс. кв. метров недвижимости в том числе Дворец танца Бориса Эйфмана. Одним из ключевых элементов проекта станет первая в Петербурге пешеходная набережная. Завершение проекта запланировано на 2017 год. Первая очередь предполагает строительство Дворца танцев и несколько жилых корпусов на набережной.

Инвестором выступает ООО «Петербург Сити», заказчиком по проектированию – ООО «Инвест-Консалт», генпроектировщиком – ООО «Евгений Герасимов и партнеры» и ООО Архитектурное бюро «Сергей Чобан и партнеры».

Ольга Першина